КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: На поводке


“Сибнефть” благополучно расквиталась с налоговиками. Неведомо как насчитанный $1 млрд налоговых претензий к компании Романа Абрамовича так же необъяснимо сократился втрое и растворился где-то в недрах бюджета. Советом самого богатого англичанина с радостью воспользовались бы в ТНК-BP, которой еще предстоит разбираться с налоговиками по поводу своего $1 млрд, и множество других российских и иностранных компаний, оказавшихся на мушке у ФНС. Но ноу-хау “Сибнефти” держится в строжайшем секрете: в тишине договариваться дешевле, чем у всех на виду.

В свое время “Сибнефть” пускала в ход весь арсенал налоговой оптимизации: пропускала нефть через калмыцкие и чукотские офшоры, трудоустраивала инвалидов, пользующихся 50%-ной льготой по налогу на прибыль, и проч. Среди искушенных нефтяников она слыла самой ловкой: эффективная ставка налогообложения у “Сибнефти” равнялась 7%. Теперь рекордсменку словно подменили: из внутренних офшоров ушла и, если верить выводам Счетной палаты, на тонну добытой нефти платит больше, чем “ЛУКОЙЛ”. Ну просто образцовый случай равноудаления: налоги у нас обязаны платить все, будь ты хоть враг президента, хоть его друг.

Когда как не теперь, когда “Сибнефть” раздала долги, не отпустить ее “на свободу с чистой совестью”. Уже год или два рынок наводнен слухами о том, что владельцам “Сибнефти” опостылел нудный прозрачный бизнес с ценами в $50 за баррель. Будто бы они вовсю ищут или уже даже присмотрели покупателя за рубежом. Инвестбанкиры уже делают ставки, отдаст Абрамович компанию за $15 млрд или будет биться за $16 млрд, а в покупатели прочат Shell, Total, ChevronTexaco и даже Exxon.

Но власти определенно не хотят расставаться с “Сибнефтью”. 34% ее акций “застряли” в “ЮКОСе” (этот пакет арестован Генпрокуратурой в рамках уголовного дела против Михаила Ходорковского) и могут быть конфискованы. С таким “бэкграундом” с “Сибнефтью” не станет связываться ни один иностранный инвестор. Не говоря уже о том, что арестованные акции уменьшают стоимость компании на энное число миллиардов. Но вопреки легендам о гигантском административном ресурсе дозвониться до генпрокурора Устинова Абрамович не может.

Зачем держать “Сибнефть” на коротком поводке, непонятно. Если бы на нее нацелились люди, давно работающие в нефтяной отрасли, налоговая служба уже давно применила бы весь свой мощный арсенал, опробованный на “ЮКОСе”. Возможно, бизнес чукотского губернатора должен убеждать несведущих в существовании в России либеральной экономики. А может, “Сибнефть” с чукотскими родителями удобнее и предсказуемее, чем с немецкими или американскими? Например, если что, будет продавать нефть правильному австрийскому трейдеру. Впрочем, и в том и в другом случае выбираться на свободу ей будет тяжело.