Натужная красота


Церемония вручения узкой (только модной) фотографической премии, учрежденной Комитетом по культуре Москвы и Московским домом фотографии, прошла живо и красочно. Билетики с именами победивших доставали то из-за пазухи спустившегося на сцену платья от Вячеслава Зайцева (члена жюри), то получали из рук сверкающего гуманоида, придуманного художником Андреем Бартеневым, который был и сценографом действа. Он же оказался лауреатом спецприза “Самому стильному, модному и креативному художнику”, учрежденному спонсором фестиваля Nescafe.

Другой спонсор фестиваля, “Билайн”, организовавший две выставки “Актуальная мобилография”, тоже раздавал призы – за победу в зрительском конкурсе фотографий, снятых мобильными телефонами, и приз зрительских симпатий, доставшийся в результате публичного SMS-голосования берлинской галерее за выставку “Мир Хорста П. Хорста”. То есть зритель предпочел классическую гламурную фотографию – изысканную, черно-белую, с крепкой геометрической композицией и без всяких сложных ассоциаций. Жюри отметило работы в принципиально ином стиле, похожем на стиль платьев Вячеслава Зайцева, – многодельном, многодетальном и многообразном.

Директор фестиваля и Московского дома фотографии Ольга Свиблова со сцены объявила, что ответственность за все решения жюри несет его председатель, Уильям Кляйн, один из самых знаменитых фотографов мира. Он тут же и получил приз “За вклад в развитие мировой фотографии” и 7000 прибавленных к призу у. е. В знак благодарности Кляйн подарил Дому фотографии 12 своих работ. Если сделать циничный расчет, то можно сказать, что подарок оказался дороже приза. Но есть и другая выгода – награждение иностранной фотозвезды, чьи блистательные выставки были не на одном московском фотофестивале, подтверждает, что наша столица – настоящий мировой фотографический центр. А раз так, то и уровень современной отечественной фотографии должен быть высок, а не провинциален.

Но легко предположить, что если бы “Серебряные венки” вручали не за отечественные проекты, а выбирали из всех фестивальных, то нынешних лауреатов – фотографов Владимира Фридкеса, Евфросину Лаврухину, Екатерину Рождественскую и художников Владимира Дубосарского и Владислава Мамышева-Монро – могли бы запросто обойти иностранцы – Эрвин Олаф, Ален Флейшер, Мива Янаги, чьи выставки московские зрители увидели впервые. Их фотографии тоже были сложными, постановочными и многозначительными, но в отличие от большинства работ, отмеченных “венками”, – свободными в поисках тем и задач и не перегруженными красотами. А стиль, наверное, как раз и приходит не сам по себе, в ответ на запрос “сделать стильно и креативно” для очередного номера очередного глянцевого журнала, а рождается из особенностей личности фотографа, его взгляда на мир, культуру и ту же моду.

Во время церемонии вручения “Серебряных венков” над сценой Театрального центра “На Страстном” на экране шли кадры фильма Антониони Blowup. Высоко запрокинув голову, можно было видеть узкие плечи испуганной героини Ванессы Редгрейв, быструю походку героя Дэвида Хеммингса – модного фотографа, случайно поймавшего в объектив чужую тайну, красный пропеллер у белой стены, худых веселых манекенщиц в коротких цветных юбках. Кадры фильма, снятого 39 лет назад в богемных кварталах Лондона, смотрелись свежее и радостнее, чем проекции работ фотографов-лауреатов, которые показывали на сцене.