Удар по евро и турецкой лире


Срыв ратификации конституции может ударить как по ЕС, так и по тем странам, которые готовятся вступить в союз, “поскольку “нет” Франции будет воспринято как голос против дальнейшего расширения ЕС”, считает Кун Чоу, валютный аналитик по развивающимся рынкам Credit Suisse First Boston. “Чтобы победить, сторонники ратификации, возможно, должны демонстрировать больший скептицизм по отношению к Турции”, – говорит он.

Во Франции референдум пройдет 29 мая, в Нидерландах – 1 июня. Опросы общественного мнения жителей этих стран, данные о которых публикуются практически ежедневно, показывают, что пока на положительные итоги референдумов надеяться трудно. Против принятия конституции сейчас выступают 55% французов. В Нидерландах ситуация аналогичная: по данным опроса программы новостей Twee Vandaag, против выступают 53%, за – 24%, пока не определились 23%.

Конституцию ЕС должны ратифицировать все 25 стран – членов союза. Отказ любой страны автоматически исключает ее вступление в силу. Сторонники конституции утверждают, что ее принятие позволит Европе играть более важную роль на международной арене, более активно развивать экономические, социальные и культурные связи. Если конституция не будет принята, это может создать препятствие для вступления в ЕС новых стран.

Жертвой срыва ратификации может стать прежде всего Турция, которая собирается стать членом ЕС через 10 лет. Недавно турецкая лира достигла четырехлетнего максимума по отношению к доллару, поскольку инвесторы были воодушевлены решением ЕС начать с Турцией переговоры о присоединении к союзу. Но теперь некоторые представители ЕС предупреждают, что, если Франция скажет “нет”, переговоры, намеченные на октябрь, могут так и не начаться, спровоцировав падение курса лиры.

Евро тоже может упасть по отношению к доллару и иене, полагают некоторые наблюдатели. Представитель Минфина Италии Лоренцо Бини Смаги, выдвинутый в исполнительный совет Европейского центрального банка, говорит, что отказ Франции принять конституцию может ослабить экономическое сотрудничество в Европе, подорвать приверженность стран Пакту стабильности и роста, на котором зиждется финансовая стабильность еврозоны, и в итоге спровоцировать повышение процентных ставок. Больше всего Смаги беспокоит то, что Франция, всегда выступавшая за интеграцию Европы и переход к единой валюте, теперь повернулась к этому процессу спиной. “ЕЦБ придется взять на себя ответственность и сделать все, чтобы обеспечить стабильность рынка, если конституция не будет ратифицирована”, – беспокоится он.

Участников валютного рынка исход референдумов пока не сильно тревожит – по крайней мере, они не делают попыток защититься от возможных негативных последствий. Обычно опционные валютные контракты, которые должны быть исполнены в дату события, способного повлиять на состояние рынка, реагируют скачком цен. Однако, по данным ABN Amro, пока ситуация на опционном рынке спокойная и инвесторов больше беспокоит возможность ускорения темпов роста процентных ставок в США. Однако Шахаб Жалинос, валютный аналитик лондонского отделения ABN Amro, полагает, что рынок недооценивает возможные негативные последствия. “Мы думаем, что риск дестабилизации рынка гораздо выше, чем на то указывают цены”, – говорит Жалинос. (DJ, FT, 20.04.2005, Татьяна Бочкарева)