Прыткий Завет


Дьерский балет, отметивший в прошлом году четвертьвековой юбилей, никогда не обгонял в рейтинге правоверную труппу Будапештской оперы, но именно с этой компанией в 1980-е ассоциировался венгерский балет: компактный и мобильный коллектив из двух десятков молодых танцовщиков котировался даже на западном балетном рынке. Их первый визит в Москву, состоявшийся в начале перестройки, вызвал целую бурю эмоций. Не отрицая классической системы танца, создатель и хореограф Дьерского балета Иван Марко синтезировал его с достижениями современных систем хореографии. Получив начальное образование у педагогов советской балетной школы, он в начале своей карьеры уехал в знаменитый брюссельский “Балет ХХ века” и стал одним из ведущих танцовщиков Мориса Бежара. Под его влиянием Иван Марко сформировался как хореограф. Он тоже не выносил кастовости классического балета и ставил свои спектакли скорее в расчете на публику стадионов, чем бриллиантовых партеров. Его спектакли, как и спектакли Бежара, стремились к философичности, но выбирали плакатные средства.

В 1991 г. Иван Марко, широко востребованный во всем мире, покинул Дьерский балет, и о труппе многие годы не было слышно. Но в последние годы она вновь появилась на небольших европейских фестивалях. В Москву венгры привезли свой проверенный хит – двухактный спектакль “Пурим”. В его основе – ветхозаветная легенда об Эсфири, согласившейся на брак с персидским царем Артаксерксом ради спасения своего народа; только в спектакле Дьерского балета главных героев на венгерский манер зовут Эстер и Ахашверош. Легенда хороша для сценического воплощения: в ней простолюдины борются с венценосными героями, щедрость противостоит корысти, честь – предательству. Композитор Ференц (Федя) Явори аранжировал легко узнаваемые еврейские мелодии, и музыканты Budapest Klezmer Band, выйдя на сцену, стали полноправными участниками действия. Немногочисленная группа танцовщиков легко создает эффект многофигурного исторического действия – хореографы изобретательно комбинируют группы из двух, трех, шести, десяти участников. Артисты Дьерского балета не отличаются качеством выучки и слаженностью ансамбля – отличная прыгучесть мужской части труппы свидетельствует скорее об их спортивном прошлом. Но этой подготовки хватает, чтобы воспроизвести нехитрые нюансы хореографии Вильяма Фомина и Иштвана Юхоша. Библейскую историю они пересказывают, не размениваясь на историзм, психологизм и прочие сложности. Их постановочные приемы с легкостью соединяют технику contemporary dance и старые драмбалетные ухватки – сжатые в ярости кулаки, катание по полу, смешные гримаски на лице, прижимание рук к сердцу. Лишь в отдельных элементах угадывается восточный колорит, и только в танцах женской группы можно разглядеть цитаты из национальных плясок.

Очевидно, следуя традициям создателя Дьерского балета Ивана Марко и его вдохновителя Мориса Бежара, постановщики “Пурима” стремились создать спектакль, который можно показывать хоть в Африке, хоть в Антарктиде. Но произвели продукт до обидного упрощенный. Их можно поблагодарить только за то, что действие оказалось очень лаконичным и через полтора часа после начала о нем уже можно было забыть.