Слишком дешевый бензин


В декабре прошлого года Владимир Путин на встрече с президентом “ЛУКОЙЛа” Вагитом Алекперовым посетовал на постоянное удорожание моторного топлива. Тогда Алекперов пообещал главе страны, что его компания внесет вклад в снижение цен на бензин. Уже через пару дней “ЛУКОЙЛ” объявил о 5%-ном снижении розничных цены на всех своих АЗС.

Но эта ситуация устраивает далеко не всех. 19 апреля РТС направил на имя руководителя ФАС Игоря Артемьева письмо, в котором говорится о некорректной, по мнению союза, ценовой политике “ЛУКОЙЛа” на рынке нефтепродуктов (копия документа имеется в распоряжении “Ведомостей”). “Последовательно повышая оптовые цены на нефтепродукты в соответствии с общерыночными тенденциями (с начала 2005 г. – в среднем на 30%), “ЛУКОЙЛ” директивно заморозил розничные цены на всех своих АЗС на уровне декабря 2004 г., – говорится в письме. – Такие действия фактически дезорганизовали топливные рынки, особенно в регионах доминирования “ЛУКОЙЛа”. По мнению РТС, таким образом нефтяная компания пытается вытеснить с топливного рынка независимых владельцев АЗС.

“У “ЛУКОЙЛа” центр прибыли – в опте, а розница – лишь рекламная витрина, довесок, которому он может позволить работать с убытком”, – говорит исполнительный директор РТС Григорий Сергиенко. Впрочем, он не очень высоко оценивает шансы на то, что ФАС введет какие-либо санкции против “ЛУКОЙЛа”. По его словам, при нынешнем понимании обществом рыночных механизмов и всеобщей озабоченности ростом цен на топливо вряд ли чиновники выступят против компании, заморозившей ценники на АЗС.

Недовольны “ЛУКОЙЛом” и в регионах. Директор Уральского топливного союза (УТС) Сергей Шиян рассказывает, что в Екатеринбурге и Свердловской области 80% оптового рынка нефтепродуктов контролируют “ЛУКОЙЛ” и “Сибнефть”, а розничный примерно поровну поделен между этими двумя компаниями и независимыми торговцами. По его словам, с февраля оптовые цены повысились на 27%, однако на АЗС этих двух компаний топливо не подорожало. “В итоге независимые сейчас работают в ноль, а через неделю, когда кончатся старые запасы, уйдут в минус”, – говорит собеседник “Ведомостей”. УТС в связи с этим готовит обращения в администрацию президента, правительство и ФАС.

Не сладко приходится независимым торговцам и в Волгограде, где находится один из НПЗ “ЛУКОЙЛа”. По словам председателя Волгоградской топливной ассоциации Сергея Летяева, если два месяца назад цены у всех заправщиков были одинаковы, то теперь независимые АЗС вынуждены торговать на 0,5 руб./л дороже “ЛУКОЙЛа”. “И всем подряд они [“ЛУКОЙЛ”] предлагают продаваться”, – говорит собеседник “Ведомостей”.

Такая же ситуация и в Московской области – “ЛУКОЙЛ” настойчиво предлагает своим джобберам купить у них бизнес. “Моснефтьсоюз”, объединяющий участников этого рынка, по словам его президента Владимира Кузина, намерен обратиться по этому поводу к губернатору Борису Громову.

Однако в нефтяных компаниях считают, что упрекать их не в чем. Как говорит вице-президент “ЛУКОЙЛа” Леонид Федун, розничные цены повышать уже некуда – они и так приближаются к пределу платежеспособного спроса. По мнению Федуна, проблема в том, что российские розничные торговцы привыкли много зарабатывать. “Пора и нам входить в цивилизованные рамки, вполне нормально, если рентабельность этого бизнеса упадет с нынешних 35% до 12–15%”, – резюмирует он. “Крупные компании имеют больше возможностей удерживать цены, – признает пресс-секретарь “Сибнефти” Алексей Фирсов. – Но делается это не ради удушения малого бизнеса, а для сохранения потребительского спроса”.

В пресс-службе ФАС от комментариев отказались. Но сотрудник этого ведомства сказал, что “теоретически” законодательство дает основания для санкций против монополиста.