Телерекорд


Выпуск телевизоров в РФ в I квартале 2005 г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 40,7% и достиг 1,4 млн, говорится в распространенном сообщении Федеральной службы статистики. Одновременно с производством телевизоров вырос и импорт. По данным таможенной статистики, за январь – февраль 2005 г. в Россию импортировано на 70% больше телевизоров (по сравнению с тем же периодом 2004 г.) – 356 890 штук на $52 млн. При этом всплеска продаж телевизоров не ожидается. По данным РАТЭК, ежегодный прирост продаж составляет 10–15%. В 2003 г. в России было продано 6,5 млн телевизоров, в 2004 г. – около 7 млн. По прогнозу Дмитрия Тиманова, гендиректора производителя телевизоров “Бытовая электроника “Сокол”, в 2005 г. емкость рынка телевизоров составит порядка 7,5–8 млн штук.

Александр Пляцевой, президент РАТЭК, объясняет этот статистический парадокс тем, что импортеры отказываются от серых схем ввоза. “Всего за прошлый год было реализовано около 7 млн штук телевизоров, из них около 60% было произведено в РФ, получается, что импорт должен был составить порядка 3 млн, однако он едва превысил 1,2 млн штук. Следовательно, около 2 млн были ввезены не совсем легально”, – утверждает он. С ним согласен Андрей Деревянченко, президент компании “Голдер Электроникс” (производящей бытовую технику под брэндом Vitek). “Зачастую дилеры под телевизорами декларируют другие, более дешевые категории товаров”, – говорит он.

Рост российского производства участники рынка объясняют тем, что собирать телевизоры в России стало выгоднее, чем импортировать. “Ввозить телевизоры по запчастям [отдельно корпус, кинескоп и платы] и собирать их в России несколько дешевле, чем производить их в Китае или в других странах Юго-Восточной Азии и потом платить российские таможенные пошлины”, — говорит Николай Александров, менеджер по маркетингу департамента аудиовидеокомпании Samsung Electronics Rus. Участники рынка оценивают эту разницу в 10–15% от стоимости телевизора.

При открытии сборки телевизоров в Калининграде преимущество российского производства становится еще больше. По словам менеджера компании, производящей бытовую электронику, при ввозе комплектующих в особую экономическую зону Калининграда таможенные сборы не взимаются. “В этом случае экономия на телевизоре 21 дюйма может составить $30 при его среднерыночной цене в $200”, – говорит он.

По данным РАТЭК, на четырех калининградских предприятиях – “Телебалт”, “Радиоимпорт”, “Телеволна” и “Стелла Плюс” сейчас собирают телевизоры под марками LG, Thomson, Rolsen, TCL, JVC, Philips и многими другими. Например, в конце 2004 г. Samsung Electronics наладила сборку телевизоров на заводе “Телебалт” в Калининграде. По словам представителя Panasonic, японская компания также проявляет интерес к Калининграду. Тиманов прогнозирует, что в 2005 г. 60–70% продаваемых в России телевизоров будет российской сборки. В 2004 г. их доля составляла 40–45%. По словам Тиманова, уже 90% представленных в России марок имеют собственное производство в России или используют российские производственные мощности.