“Единороссы” сложили крылья


На минувшей неделе с разницей в два дня “единороссы” представили два противоположных по идеологии проекта. Почти два десятка депутатов и губернаторов во главе с председателем думского комитета по конституционному законодательству Владимиром Плигиным призвали принять либеральную идеологию и таким образом противостоять силам “надвигающейся бюрократической реакции”. Другой группе под руководством председателя комитета по труду Андрея Исаева оказались ближе левые взгляды, и она рекомендовала партийцам уделять больше внимания социальным вопросам.

В субботу на заседании генсовета “Единой России” лидеры обеих платформ вновь изложили свои идеи. Но горячей поддержки руководства не встретили. “У нас одна общая платформа – интересы большинства российских граждан… Они голосовали не за “крылья”, а за единую, сильную Россию”, – объявил в программной речи Грызлов. “Никаких крыльев в партии быть не должно!” – возмущался сопредседатель высшего совета партии Юрий Лужков. “Если кому-то не нравятся те ценности, с которыми партия пришла […] кто ж вас держит в партии?! Идите к правым, к левым, еще куда-нибудь подальше”, – согласился член президиума Генсовета Олег Морозов. За закрытыми дверями, по свидетельству участников заседания, заявления были еще откровеннее. Один из высокопоставленных “единороссов” заявил, что “нельзя сидеть на двух поездах”, а глава одного из южных региональных отделений – что у него в республике “никаких крыльев нет, потому что они все прибиты к тушкам”. По словам источника в партии, просившего не называть его имени в печати, после выступлений “либералов” и “социалистов” главы нескольких региональных отделений пожаловались Грызлову, что они вообще не понимают, куда им теперь двигаться и к какой из сторон следует примкнуть.

Грызлов предложил партийцам придерживаться “социально-консервативной политики”. Она, по его словам, заключается в “комбинации социальных и рыночных подходов”, опоре на “средний слой” и отстаивании “интересов тех, кому не нужны никакие революции”. Источник, близкий к администрации президента, называет идею Грызлова нонсенсом. “Сложно объяснить, что он имел в виду, – говорит он. – В любом случае речь не идет о формировании центристской площадки внутри партии”. Высокопоставленный “единоросс” соглашается, что такая заявка не может претендовать на готовую партийную идеологию. Дискуссия “между правыми и левыми” партийцами продолжится, уверяет знакомый с позицией Кремля источник: “Крылья специально создавались, чтобы сделать партию более прозрачной”.

Появление “платформ” и “крыльев” в партии – “очевидная политтехнологическая игра” для возвращения партии из глубоко консервативного состояния, считает Борис Макаренко из Центра политтехнологий. “Курс нужно было подправить, но быстро выяснилось, что, когда “Единая Россия” молча поднимает портрет Путина, дела у нее идут гораздо лучше”, – объясняет он выпады Грызлова.

Оппоненты восприняли дискуссию в “Единой России” как проявление слабости. “Начинается полная шизофрения, а что в такой ситуации думать избирателю, вообще непонятно”, – говорит зампред “Яблока” Сергей Митрохин. “Социальный консерватизм”, по его мнению, лишь “набор слов”. “Они завели общество в тупик, менять курс не хотят, поэтому и решили назвать этот тупик красивым словом “консерватизм”, – трактует слова Грызлова зампред ЦК КПРФ Иван Мельников.