НДС: Мошенники не только в России


Проекты реформы налога на добавленную стоимость (НДС) в России не могут не волновать представителей делового сообщества и законодателей. Предлагаемые изменения системы – например, снижение ставки НДС до 16% или даже до 13%, а также полное упразднение льготной ставки (10%) – способны оказать самое непосредственное влияние на уровень жизни россиян в целом. В то же время представителей делового сообщества в большей степени интересуют изменения технического характера – такие, как возмещение НДС по мере осуществления капитальных вложений (а не по окончании строительства) и гарантии возврата НДС экспортерам.

Высказывались мнения, например депутатом Сергеем Штогриным (см. “Ведомости” № 41 за 10.03.2005 “НДС: взять и отменить”), о том, что введение НДС было ошибочным шагом и России следует вообще упразднить этот налог, заменив его более простым налогом с оборота. Подобные предложения обосновываются тем, что взимание НДС сопровождается крупномасштабным мошенничеством, порядок администрирования этого налога сложен, дорого обходится и при этом не обеспечивает справедливого распределения доходов между различными регионами.

Однако решим ли мы проблему, упразднив НДС и начав все сначала уже с другим налогом? Система взимания НДС действует во всех крупных промышленно развитых экономиках мира, за исключением Соединенных Штатов. В этом году НДС был введен даже в Индии, хотя этот шаг и был сопряжен с огромными трудностями. Имеются ли у России какие-либо фундаментальные отличия, позволяющие делать вывод о том, что система НДС в этой стране не может быть работоспособной, при том что она достаточно эффективна во всех странах Европейского союза, в Канаде, Китае и многих других странах? По мнению большинства правительств, НДС является более эффективным механизмом сбора доходов в государственный бюджет, чем прямые налоги на прибыль и доход.

Между тем связанное с НДС мошенничество существует и в других странах – не только в России. Официальная статистика Великобритании свидетельствует о том, что в 2003/04 финансовом году один из видов мошеннических схем с НДС привел к потерям для государственного бюджета в размере от $2 млрд до $3,25 млрд. Имеются данные, позволяющие предположить, что крупномасштабное мошенничество с НДС представляет собой проблему во всех странах, где взимается этот налог, как в Евросоюзе, так и за его пределами. Тем не менее ни в одной из этих стран пока не рассматривался вопрос об упразднении НДС.

Несмотря на то что Россия отнюдь не единственная страна, которая сталкивается с мошенничеством, связанным с НДС, она, по-видимому, является единственной страной, которая “наказывает” компании-экспортеры. В большинстве стран, в которых взимают НДС, экспортная торговля поощряется путем установления нулевой ставки НДС и возмещения НДС экспортерам. К примеру, в Великобритании экспортеры могут ежемесячно (а не ежеквартально) подавать налоговые декларации по НДС и получать возврат НДС непосредственно на свой банковский счет, как правило, в течение трех недель.

В России же экспортеры сталкиваются с двумя проблемами. Они обязаны распределять сумму входного НДС между продажами на внутреннем рынке и продажами на экспорт и вправе предъявить к возмещению НДС, относящийся к продажам на экспорт лишь при подтверждении факта экспорта, на что иногда уходит до полугода. К тому же, несмотря на однозначные положения Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие возврат экспортерам сумм НДС, на практике получить возмещение бывает необычайно сложно.

При подтверждении экспорта налоговые органы зачастую инициируют тщательную налоговую проверку или оспаривают подтверждающие экспорт документы (нередко без каких бы то ни было оснований). Хорошо известно, что такого рода действия направлены на недопущение возврата НДС налогоплательщикам, вовлеченным в мошеннические налоговые схемы. Тем не менее от такого подхода страдают многие добросовестные налогоплательщики, поскольку он ведет к росту их расходов.

Можно ли решить проблему, упразднив налог, который взимается уже 13 лет, заменив его налогом с оборота? Возможно, более эффективным было бы извлечение уроков из опыта других, более развитых систем администрирования НДС, которые сталкиваются с аналогичными проблемами мошенничества. Во многих странах налоговые органы в состоянии противостоять мошенничеству и при этом возмещать НДС добросовестным экспортерам.

В Великобритании уровень мошенничества с НДС в 2003/04 финансовом году снизился более чем на 25% по сравнению с 2002/03 г. Это стало прямым следствием реализации мероприятий, направленных на борьбу с мошенничеством. Был предпринят целый ряд шагов по установлению контроля за действиями налогоплательщиков – таких, как посещение чиновниками новых компаний перед постановкой на учет в качестве налогоплательщиков НДС и отказ в постановке на учет компаниям из числа потенциальных мошенников. Отказ в постановке на учет может осуществляться, например, на основании “оперативных” данных о причастности к мошенничеству учредителей или руководителей компаний.

Конечно, не все методы контроля, которые применяются в других странах, применимы в России. Однако полезные уроки извлечь все-таки можно. В отличие от других стран Россия не установила так называемого минимального уровня (de minimus limit), или уровня незначительности, ниже которого предприятиям вообще не нужно становиться на налоговый учет по НДС.

В России по общему правилу все юридические лица зарегистрированы в качестве плательщиков НДС; при этом малые предприятия имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения (т. е. перестать быть плательщиком НДС). Однако, например, в Великобритании не в виде исключения, а по общему правилу малые предприятия не подлежат регистрации в качестве плательщиков НДС. Администрирование и контроль за всеми плательщиками НДС в России вне зависимости от уровня их доходов слишком обременительны. Кроме того, в России недобросовестные налогоплательщики имеют возможность быть зарегистрированными плательщиками НДС. Другие страны пришли к выводу, что экономия, связанная с упрощением налогового администрирования и устранением потенциальных мошенников, перевешивает потери, связанные с предоставлением малым предприятиям возможности не исчислять НДС.

Очевидно, что установление такого уровня незначительности может повлечь за собой новые возможности для мошенничества. Однако в мире не существует ни одной системы косвенного налогообложения, которая была бы в состоянии полностью предотвращать мошенничество. После 13-летнего периода формирования и доработки ныне действующей в России системы НДС не лучше ли попытаться усовершенствовать эту систему, воспользовавшись опытом других стран, вместо того чтобы просто отказываться от нее?