ВОПРОС ДНЯ: Не слишком ли дешев бензин?


Мое личное мнение – РТС лоббирует интересы конкретных компаний, которые из-за действий “ЛУКОЙЛа” не могут получать сверхприбыль. С точки зрения конкурентов, он мог бы вести себя более корректно. У “ЛУКОЙЛа” шире возможности выжить на рынке, в отличие от компаний, у которых единственный способ заработка – розничные сети. На Северо-Западе у “ЛУКОЙЛа” 90 станций, 50 из них в Петербурге. За счет такой сети и собственных поставок компания может держать низкие – можно сказать, демпинговые – цены. У “ЛУКОЙЛа” хорошие шансы стать лидером питерского рынка – одного из немногих, где есть независимые операторы, которые всерьез рискуют потерять клиентов.

Елена Мельникова, редактор топливной ленты “Санкт-Петербург.ру”

Розницы без опта не существует. Если “ЛУКОЙЛ” обещал держать цены – то не должен поднимать оптовые расценки. А то, что он держит цены на своих заправках... Заправки “ЛУКОЙЛа” – это маленькая капля в большом море. Это абсолютно нерыночный шаг. Нынешняя цена на бензин для населения допустимая. Но дальше поднимать ее опасно.

Олег Ашихмин, президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга

Как показывает мониторинг внутреннего рынка, “ЛУКОЙЛ” ведет ценовую политику далеко не везде одинаково. В частности, в Санкт-Петербурге, Оренбурге, Краснодаре, Перми, Чебоксарах компания придерживается средних розничных цен, сложившихся на региональных рынках. А в таких городах, как Сыктывкар, Нижний Новгород, Волгоград, Екатеринбург, компания установила минимальный уровень цен на розничном рынке. Безусловно, низкий уровень цен на АЗС “ЛУКОЙЛа” потребителю выгоден. Однако на фоне сезонного спроса, вызывающего повышение цен, частным владельцам АЗС труднее конкурировать на рынке, чем ВИНК. Поэтому мы рассматриваем подобную политику НК “ЛУКОЙЛ” скорее как рекламную кампанию, приводящую к дальнейшему перераспределению долей розничного рынка.

Марина Ковалева, аналитик центра “Кортес

Если для богатой Москвы такие цены еще понятны, то для страны бензин действительно дороговат. Как потребителю мне этот шаг нравится. С экономической точки зрения если АЗС приносят “ЛУКОЙЛу” убыток, то есть некоторые основания утверждать, что они действуют нерыночно. Наоборот, если “ЛУКОЙЛ”, торгуя бензином, остается в плюсе – значит, не прав РТС, которого не раз обвиняли в установлении неоправданно высоких цен. Если этот шаг “ЛУКОЙЛа” не приведет к радикальному снижению количества независимых АЗС, то претензий к компании быть не должно.

Сергей Ежов, замдиректора Топливно-энергетического независимого института

Если “ЛУКОЙЛ” сдерживает рост розничных цен, то это может быть продиктовано только одним стремлением: разорить мелких торговцев топливом, и в этом смысле меры компании вполне рыночны. А цены на бензин сейчас вполне адекватны платежеспособному спросу населения, в Сибири они составляют около 15 руб./л на А-92, самый ходовой бензин.

Михаил Сенчук, гендиректор сети автозаправочных станций “Беркут”, Новосибирск