Всем по потребностям


Несколько лет в Кремле и Белом доме размышляли, как заставить министерства выжимать из каждого бюджетного рубля максимум. Комиссия по повышению эффективности бюджетных расходов во главе с вице-премьером Александром Жуковым сформулировала приоритеты и группы задач, на основе которых деятельность ведомств предлагалось оценивать по 58 показателям. Например, Минэкономразвития – в зависимости от снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, Минпромэнерго – от роста экспорта машинной техники. Финансирование чиновников с 2006 г. предполагалось привязать к тому, насколько они выполняют свои задачи.

Но реформа откладывается. Ведомства трижды переделывали доклады с целевыми показателями, рассказали два источника в Белом доме. Последние из них сданы на днях. Труднее всего комиссии Жукова оказалось договориться о сквозных показателях. Например, снижение смертности зависит не только от Минздрава, но и от ГИБДД, следящей за безопасностью на дорогах, и от Минтранса, отвечающего за качество трасс. Пока ведомства спорили из-за цепочек взаимозависимостей и показателей, которых набралось свыше 300, все сроки поехали.

Сводный доклад появится к 15 мая, предполагает руководитель департамента Минэкономразвития Саид Баткибеков. К нему должны прилагаться проекты целевых программ по каждой из целей. Правительство сможет утвердить документы в июле-августе. Но по закону к 26 августа в Госдуму должен быть внесен проект бюджета на 2006 г. Минфин верстает его, исходя из обычной индексации нынешних расходов ведомств. По словам руководителя департамента министерства Алексея Лаврова, она составит 7%.

Чиновники расстроены, что еще год им придется жить по старым правилам. Минобразования еще в прошлом году почти отказалось от нецелевого финансирования, а расходы на научно-техническую ФЦП возросли в три раза. Простая индексация дискредитирует замыслы министерства и правительства, сетует министр Андрей Фурсенко. Минпромэнерго составило 31 показатель эффективности, сведя долю непрограммных затрат с 90% до примерно 30%, говорит руководитель стратегического департамента ведомства Павел Кузнецов.

Выделять деньги по результатам можно, начиная со служб и агентств, работа которых меньше зависит от политических факторов, считает проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон. По мнению члена комиссии Жукова Алексея Головкова, привязать расходы к целям и показателям чиновников – “вопрос времени” и даже в усеченном виде сделать это полезно. В США, Австралии, Великобритании, где под программы выделяется 50–80% бюджетных расходов, переход занимал 3–5 лет, а сама модель совершенствуется до сих пор, напоминает сенатор Евгений Бушмин. “Лучше задержаться на год, чем наделать бюджетных ляпов”, – считает он. “Ничего страшного, что не успели [с реформой в срок]”, – резюмирует кремлевский чиновник. Лишний год, по его мнению, поможет уяснить, насколько целевые программы адекватны показателям и стоят ли они запрашиваемых денег.