“Базэл” останется без склада


“БЭЛ-Девелопмент” заканчивает строительство склада класса А площадью 26 000 кв. м в окрестностях Видного, что в 6 км от кольцевой автодороги по Каширскому шоссе. Об этом сообщил “Ведомостям” генеральный директор компании Игорь Жуков. По его словам, склад в Подмосковье компания с самого начала строила с целью продажи. “Участок относился к территории завода “Мосмек”, которым управляет “Русский алюминий”. Просто продавать его было невыгодно, поэтому мы решили построить на нем два склада – для собственных нужд и для продажи”, – говорит Жуков.

Рентабельность проекта для “БЭЛ-Девелопмент” и сумму инвестиций в проект Жуков озвучивать отказывается. “Рентабельность не ниже, чем для проектов с жилой недвижимостью”, – уточняет он. В компании Knight Frank, которая выступает консультантом проекта, затруднились оценить его рентабельность. Однако Сергей Смирнов, старший консультант отдела складской и индустриальной недвижимости Knight Frank, сказал, что цена на объект складывается из расчета $700 за 1 кв. м. “$18 млн – вполне адекватно для склада такого уровня”, – соглашается Владимир Клепиков, руководитель аналитического отдела Национальной логистической компании. Один из экспертов на условиях анонимности предположил, что доход “БЭЛ-Девелопмент” от этого проекта не превысит 20%.

Однако эксперты сомневаются, что инвестор сможет быстро продать построенный склад. По данным риэлторов, пока на рынке складской недвижимости не было ни одного примера сделок по продаже готовых складов. В основном, говорит Клепиков, девелоперы строят склады под заказчика (build-to-suite) или для сдачи в аренду. Дмитрий Погребинский из фармацевтической компании “Протек” считает, что позволить себе покупку склада может компания, которая имеет в день до 150 000 заказов на поставку товара. “И то такой объект окупится не меньше чем через 5–6 лет”, – добавил эксперт. Жуков также уверен, что объект окупится для покупателя за пять лет. Клепиков называет срок от 2 до 5 лет. Сейчас, как рассказал Смирнов, “БЭЛ-Девелопмент” ведет переговоры с несколькими логистическими операторами и компаниями – конечными потребителями.

Рубен Алчуджян, директор отдела складской недвижимости компании Colliers International, считает, что существующий дефицит складов поможет продавцу избавиться от объекта. По данным консалтинговых компаний, в 2004 г. на открытый рынок попало всего 30 000 кв. м складов, хотя построено было 350 000 кв. м. Тем не менее, прогнозирует Алчуджян, сделки по продаже готовых складов будут на рынке крайне редки. “Слишком сложно искать покупателя под уже построенный объект”, – считает он. Смирнов же утверждает, что за такими предложениями будущее. Когда клиент строит здание build-to-suite, то платит за непостроенный объект, а здесь, на взгляд Смирнова, получает готовый продукт и несет меньшие риски.