Экс-премьер Канады не смог спасти “ЮКОС”


В распоряжение The Wall Street Journal попали письма Кретьена Владимиру Путину и другим высокопоставленным российским чиновникам. В них излагается содержание переговоров бывшего канадского премьера с президентом России. В Кремле подтвердили, что Путин и Кретьен встречались в июле 2004 г., но от дальнейших комментариев воздержались.

5 июля в Каминном зале Кремля Владимир Путин встретился с Кретьеном, которого за несколько недель до того наняла владелец контрольного пакета акций “ЮКОСа” Group Menatep. Как пояснил “Ведомостям” директор Group Menatep Тим Осборн, к бывшему премьер-министру Канады руководство группы решило обратиться потому, “что он хорошо знает Путина”. По свидетельству Сэма Слутцки, помощника Кретьена на июльских переговорах с Путиным и одного из партнеров юридической фирмы Heenan Blaikie, которая принадлежит бывшему канадскому премьеру, Путин сообщил Кретьену, что хотел бы обсудить варианты решения дела “ЮКОСа”.

Кретьен предложил вариант, при котором Ходорковский отказывается от своей доли в “ЮКОСе”, чтобы помочь оплатить налоговый долг. Путин дал понять, что все, что хочет Кремль, – это получить с компании все долги и ни в коем случае не добиваться ее уничтожения. Кретьена он попросил предоставить его предложение в письменной форме, что “ЮКОС” и сделал в считанные часы.

А затем Кремль замолчал. А вот давление на “ЮКОС” продолжало расти. К концу июля правительство уже грозилось продать за долги крупнейшую “дочку” компании – “Юганскнефтегаз”. Приблизительно в то же самое время Кретьен позвонил Путину, чтобы выразить свою озабоченность по поводу отсутствия реакции на свое предложение. Путин пообещал, что с Кретьеном незамедлительно свяжутся люди из правительства РФ.

Однако вновь никакого ответа из Кремля не последовало. В последнем письме Кретьена к Путину, датированном 17 ноября 2004 г., тон заметно изменился. Бывший канадский премьер пишет, что “весьма разочарован” отсутствием официального ответа. Кроме того, он пишет, что “в глазах мирового сообщества развитие ситуации вокруг “ЮКОСа” в течение последних месяцев доверия не вызывает”.

В ноябре Кретьен вновь приезжает в Москву в надежде встретиться с Путиным и все-таки обсудить с ним проблему “ЮКОСа”. Встретиться с российским президентом ему так и не удалось, и в декабре же Кретьен делает первое публичное заявление – дело “ЮКОСа” он называет “эпической трагедией”. А вскоре Путин публично назвал продажу крупнейшего актива “ЮКОСа” никому не известной российской компании “абсолютно нормальной”.

Впрочем, несмотря на крах “миротворческой” инициативы, Кретьен по-прежнему консультирует Group Menatep, говорит Тим Осборн. “Мы ждем, когда российское правительство захочет с нами поговорить”, – поясняет он. Но ответа от властей акционерам “ЮКОСа” ждать не стоит, считают аналитики. “Повода для большого оптимизма я не вижу, – говорит старший экономист УК “Альянс-Росно” Алексей Казаков. – В стране с такой концентрацией капитала, как Россия, чрезвычайно важно конструктивное взаимодействие властей и топ-менеджмента вертикальных компаний”. Кроме того, недавно по иску “Юганскнефтегаза”, требующего с “ЮКОСа” вернуть ему недополученную выручку на 1263 млрд руб., были еще раз арестованы активы компании. Скорее всего, это закончится тем, что “ЮКОС” лишится и оставшихся активов, предупреждает Елена Красницкая из “Тройки Диалог”. (Использованы материалы WSJ.)