Как Депардье женился на Денев


В картине “Повернуть время вспять” дело происходит в Марокко, в Танжере: там, где либо конфликтуют, либо гармонично перемешиваются два стиля – европейский и арабский. Все герои фильма – либо представители одной из этих культур, либо… тут одни произнесут обидные слова “мутанты” и “жертвы глобализации”, а другие, настроенные политически корректно, скажут: “новые совершенные люди, которые и должны обитать в современном мире без границ”. Действующие лица: семья, в которой муж – марокканец, она – Катрин Денев – француженка, а их сын – гей (что еще одна особая культура); одинокий прораб Депардье, французский специалист, строивший здания по всему миру и попросивший теперь назначения в Танжер, чтобы оказаться рядом со своей давней любимой – Денев; а также марокканские сестры-близнецы, одна из которых долго жила в Париже по европейским понятиям (ее девятилетний сын Саид не понимает арабский), а другая – правоверная мусульманка.

Как показалось автору этих строк, взгляд режиссера Тешине на любовь весьма оптимистический. Он показывает с помощью персонажа Депардье, что мужчина тоже способен на самоотверженность в любви, готов поставить ее выше карьеры и пр. (что, как принято считать, свойственно скорее женщине). А вот его мнение по поводу мультикультурных конфликтов – мрачноватое. Ведь в финале марокканско-французские браки разваливаются: француженка Денев возвращается-таки к французу Депардье, а ее марокканский экс-муж находит себе покладистую мусульманку – одну из двух упомянутых сестричек. И даже их сын гей, по мироощущению парижанин, расстается со своим арабским бойфрендом. Перед московской премьерой “Ведомости” попросили Андре Тешине прокомментировать его воззрения.

– Вы согласны с тем, что ваш фильм демонстрирует печальный взгляд на одну из главных иллюзий современности – о возможности гармоничного сосуществования разных культур? Даже в рамках одной семьи?

– Вовсе нет. Меня занимает не разобщение, а воссоединение людей, которые приходят из разных культур, от противоположных горизонтов. Люди одного происхождения, одной культуры мне не интересны. Не сочтите образ пафосным, но мне нравится вынуть персонаж из его привычного мира и подставить ветру. Почему место действия фильма – Танжер? Потому что это и есть – даже географически – пограничная зона. Разделяющая мир на Север – и Юг, Европу – и Африку, европейские страны – и арабские. Это точка, которую люди пересекают, когда циркулируют из одной зоны в другую. Как у них при этом меняется мышление? Как оно меняется, если между этими разными людьми складываются личные отношения? В эпоху глобализации это едва ли не самый главный вопрос.

– Но ваш фильм скорее о НЕвозможности сосуществования.

– Странное заключение! Для меня это, наоборот, фильм о выживании! Ведь герой Депардье под влиянием любви сумел в нем воскреснуть – когда все уже было решили, что он в безнадежной коме. При этом я для себя понимаю так, что его возрождению помог и испытанный им культурный шок от столкновения с иным миром Танжера. В финале фильма не только он, но все герои получают шанс на вторую жизнь.

– Однако все франко-марокканские связи при этом распадаются: местные находят счастье с местными, а французы – с француженками.

– Но местный марокканец, о котором вы говорите и чью жену играет Денев, он ведь, не забудьте, еврей! А счастье находит с девушкой, которая строила из себя правоверную мусульманку.

– Хорошо: гармония и примирение Запада с Востоком (хотя Киплинг, например, был уверен, что им никогда не сойтись). Вы только мечтаете о них? Или процесс уже начался?

– Думаю, да. По крайней мере для меня любопытны попытки примирения. Они всегда непросты. Разница культур имеет, между прочим, и сексуальные аспекты. Это серьезная проблема! Потому для меня столь интересны мультикультурные семьи. Может быть, именно благодаря таким семьям и станет возможно реальное примирение – а не благодаря политикам. Девятилетний мальчик Саид рожден в Париже марокканкой от неизвестного отца, усыновлен ее другом геем, который наполовину марокканский еврей, наполовину француз, а родная тетка этого мальчика – мусульманка. Кто после таких смешений всего и вся пойдет на других войной? На кого?

– Но финальная мысль фильма, что всегда можно начать жизнь с чистого листа, даже в шестьдесят, – это все-таки иллюзия?

– Да почему? Человек и впрямь может, например, влюбиться и все начать заново. Поймите, я не пессимист, совсем нет!

– Катрин Денев во время недавнего приезда в Москву твердо сказала, что ее любимый экранный партнер – Депардье. Судя по вашей картине, они не утратили энтузиазма сниматься вместе. Но почему вы избрали именно их?

– Мне понадобились именно они, потому что я хотел, чтобы действие фильма сосредоточивалось только на современных проблемах. Мне нужна была такая экранная пара, которая позволила бы не уводить сюжет в прошлое, рассказывая о прежней большой любви героев, но зрители все равно с ходу поняли бы, что любовь была и есть. Денев и Депардье столько сыграли вместе, в том числе любовников, что зрители сразу верят в их любовь. Вообще, для меня они самая идеальная пара современного кино. Но я хотел показать, что это не просто мифологическая кинопара, а способная меняться со временем. В моем фильме Денев с Депардье изображают не такую любовь, какую играли прежде. Любовь между их героями уже не такая пылкая, какая бывает в молодости. Но она прошла испытание временем – как прошел испытание им и экранный союз Денев и Депардье. Кстати, Катрин говорила мне, что, несмотря на долгий опыт совместных съемок, до сих пор находит Жерара во время работы непредсказуемым и в хорошем смысле слова неконтролируемым актером.

– Начиная с 1981-го вы сделали уже пять фильмов с Денев (“Отель “Америка”, “Сцена преступления”, “Мое любимое время года”, “Воры”). Работали и с Депардье. Что такое для вас “ваша актриса”, “удобный актер”?

– Для меня это актер, который считает свое тело художественным инструментом. Музыкант играет с помощью музыкального инструмента. Актер – с помощью своего тела. Далее: для меня важен элемент безумства в актере. Он, как мы уже говорили, очевиден в Депардье, но он свойствен и Денев – только он в ней скрыт, непрозрачен. Еще: я очень ценю голос – это тоже особый инструмент. Я специально устроил так, чтобы героиня Денев работала в моем фильме радиоведущей и иногда был слышен ее голос из приемника, а персонаж Депардье надиктовывал мысли на диктофон. Ведь Катрин Денев и Жерар Депардье, безусловно, два самых красивых голоса французского кино.