Любовь к шоколаду


В своем полугодовом отчете, размещенном на сайте компании, Barry Callebaut объявила о планах построить в московском регионе фабрику по производству шоколадной массы. В сообщении говорится, что совет директоров уже одобрил этот проект и с российским партнером подписано соглашение о строительстве фабрики мощностью 25 000 т шоколадной массы в год. Сроки, инвестиции и партнера в России компания не раскрывает. По словам представителя по связям с инвесторами Barry Callebout Габи Чофен, пока он может констатировать лишь то, что “у России огромный потенциал, по уровню потребления шоколада она может вскоре перегнать главные “шоколадные” страны, такие как Великобритания”.

Крупнейший российский импортер какао-массы в Россию и производитель шоколадных и кондитерских полуфабрикатов (глазурь, шок. массы и т. д.) компания “Инфорум Какао” оценивает стоимость швейцарского проекта в более чем $5 млн. Но сам проект Barry Callebout российских производителей озадачил. По словам экспертов “Инфорум Групп”, заявленная мощность фабрики более чем в два раза перекрывает потребности российского рынка в шоколадной массе. В России в год потребляется не более 10 000 т шоколадной массы (на $40 млн), из которой производят премиальные конфеты, ассорти и собственно сам шоколад. Половину этого объема сейчас продает “Инфорум Какао”.

“Мы не опасаемся демпинга со стороны Barry”, – утверждает эксперт российской компании – производителя шоколадного сырья. Он уверен, что швейцарский производитель намерен поставлять произведенное у нас сырье в страны СНГ и Азию. О желании продавать произведенную в России шоколадную массу в другие страны говорится и в сообщении Barry Callebout. “Но они не учитывают, что потребление шоколада и уровень жизни в этих странах намного ниже, чем в России”, – говорит эксперт “Инфорум Какао”.

В России крупнейшие производители шоколада имеют собственные производства сырья и отказываться от него в пользу швейцарского поставщика не спешат. По словам гендиректора “СладКо” Александра Михайлова, его холдинг производит шоколадную массу. “Но, безусловно, наличие в России производителя высококачественной шоколадной массы будет для рынка интересно”, – говорит Михайлов. Он ссылается на европейскую тенденцию. В Европе крупнейшие производители кондитерской продукции сейчас отказываются от производства шоколадной массы и переходят на покупку его у специализированных компаний.

В 2002 г. Barry Callebaut стал также и производителем упакованного шоколада, купив за $153 млн европейский бизнес немецкой компании Stollwerck. Российскую шоколадную фабрику Stollwerck во Владимирской области тогда купил Kraft Foods. Но появления в России не только шоколадной массы, но и упакованного шоколада от Barry Callebaut на рынке не ждут. По крайней мере в этом уверены в Kraft Foods. “Barry Callebaut хорошо известна на кондитерском рынке, это один из крупнейших игроков в Европе, поставляющий сырье, в том числе и на наши европейские заводы”, – говорит представитель компании Кирилл Болматов.