Неизбежное зло


Рекламные рассылки в Интернете уже не вызывают столь сильных эмоций, как это было раньше. Как показал опрос исследовательской компании Pew Internet and American Life, негативные чувства при получении спама испытывают 67% респондентов – на 10% меньше, чем в 2004 г. Pew Internet and American Life опросила в январе – феврале 1421 американского пользователя Интернета. Около 53% участников опроса не верят почтовой переписке из-за спама – хотя еще год назад доля “разочарованных” составила 62%. Рекламные рассылки вынудили сократить работу с электронной почтой 22% пользователей Интернета против 29% годом раньше. Владельцы почтовых ящиков начинают воспринимать спам как неприятное, но непобедимое явление – такое же, как загрязнение атмосферы или дорожные пробки, заключает автор отчета, старший исследователь Pew Internet and American Life Дебора Фаллоуз.

Координатор рабочей группы проекта “АнтиСпам” программы ЮНЕСКО “Информация для всех” Евгений Альтовский считает, что пользователи Интернета уже привыкли к потоку спама. “Мы не чувствуем, что люди менее озлоблены на спам-рассылки, – возражает представитель компании, проводящей рекламные рассылки, – нам по работе приходится всякое слышать”. А гендиректор Mail.ru Дмитрий Гришин считает, что пользователи не столь остро воспринимают проблему спама из-за успешной работы антиспам-фильтров. По его словам, когда в 2003 г. на Интернет обрушилась волна спама, разработка таких фильтров только началась. А сегодня, утверждает Гришин, антиспам-фильтр на Mail.ru вычищает до 95% непрошеных рекламных посланий.

В прошлом году поток рекламных рассылок в мире и в самом деле пошел на убыль после запуска почтовыми службами антиспам-фильтров, соглашается управляющий партнер компании “Ашманов и партнеры” Игорь Ашманов. По его оценке, в прошлом году ущерб от спама в Рунете Ашманов оценил в 200–250 млн евро. Причем основной ущерб от спама, уверяет Ашманов, связан именно с потерей рабочего времени, которое пользователи тратят на расчистку почтового ящика от непрошеной рекламы. По его оценке, связанный со спамом трафик интернет-провайдеров пренебрежимо мал и составляет 1–2% всего потока информации в Интернете. Эксперт признает, что оценка морального ущерба и потери времени, связанных со спамом, носит очень приблизительный характер.

А Евгений Альтовский добавляет, что доходы от спама получают не только подпольные рекламные агентства, но и распространители вирусов. Поэтому часть ущерба от вирусных атак также можно отнести на совесть спамеров, говорит он.