Россия уходит из Грузии


Накануне своего визита в Москву министр иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили потребовала начать вывод баз в ближайшее время по четко согласованному графику, с тем чтобы полностью завершить его до 1 января 2008 г.

И вот вчера после окончания переговоров с грузинской коллегой министр иностранных дел России Сергей Лавров объявил, что Россия идет на уступки. “Мы достигли существенного прогресса по срокам [...] вывода”, – сказал Лавров, отметив, что он будет именно поэтапным и “начнется в случае достижения соглашения уже в этом году”. Зурабишвили также отметила “прогресс”, но сказала, что Грузии требуется такое соглашение, в котором будут определены конкретные детали вывода баз на всех этапах. Его подписание может состоятся уже 8-9 мая, сообщила Зурабишвили вчера в эфире “Эха Москвы”.

“Это [вчерашнее решение] компромисс, суть которого в следующем: Россия начинает выводить базы, однако точный график вывода остается предметом торга”, – считает эксперт вашингтонского Центра оборонной информации Иван Сафранчук.

Но источник в Минобороны России утверждает, что встречное требование России – не размещать после вывода российских войск базы США и НАТО – было отвергнуто грузинской стороной.

Поэтому эксперт Российского института стратегических исследований Александр Скаков куда более категоричен, чем Сафранчук, и говорит, что заявление Лаврова уже означает сдачу Россией ее переговорных позиций “под воздействием шантажа Грузии, в том числе угрозы блокады баз, и давления на Москву западных друзей Тбилиси”. По его мнению, теперь осталось ждать только оформления технических деталей.

Но, по мнению руководителя центра сравнительных политических исследований ИМЭПИ РАН Бориса Шмелева, “прежняя политика России по затягиванию вывода баз была неконструктивной”. В условиях, когда Москва сама взяла на себя в 1999 г. обязательство выводить войска из Грузии и частично успела его выполнить, борьба за базы в Батуми и Ахалкалаки теряла смысл. “В то же время надо четко отдавать себе отчет, что Грузия является недружественным по отношению к России государством и отношения с ней, в том числе в сфере экономики, должны строиться как с недружественным государством”, – говорит Шмелев.