Рынок стройматериалов в Санкт-Петербурге: Строители увлеклись выпуском щебня и кирпича


ЛСР инвестировала в новый завод по выпуску газобетона $32 млн. Предприятие мощностью около 300 000 куб. м в год сделает компанию крупнейшим в регионе производителем этого материала. Вице-президент группы “ЛСР” Георгий Ведерников считает газобетон, который широко используется для возведения стен и внутренних перегородок, перспективной продукцией. В отличие от других направлений, где доля иногородней продукции не превышает в среднем 10%, примерно 60% газобетона поступает на петербургские стройплощадки из Белоруссии. После того как завод “ЛСР-Газобетон” выйдет на проектную мощность, доля привозного газобетона, по его расчетам, сократится до 10–20%.

ЛСР около восьми лет объединяет в холдинг компании – от добычи ископаемых, производства стройматериалов до подрядных работ. Осенью 2004 г. на предприятии “Гранит-Кузнечное”, входящем в группу, был пущен дробильно-сортировочный завод по производству гранитного щебня мощностью 1,5 млн куб. м в год. Объем инвестиций в проект составил $12 млн. Кроме того, в начале апреля ЛСР открыла свой шестой завод по производству бетона и строительных растворов в рамках компании “Объединение 45”. Его стоимость составила 2 млн евро, а мощность – 345 000 куб. м в год.

Пик инвестиционной активности “Ленстройматериалов” пришелся на 2003 г., когда компания начала на Павловском заводе СМ, специализировавшемся на кирпиче и стеновых блоках, выпуск силикатного кирпича. Мощность завода по силикатному кирпичу составляет около 150 млн шт. условного кирпича в год. В октябре 2003 г. компания пустила производство кубовидного щебня (месторождение Островское, мощность около 1 млн куб. м в год, инвестиции – около $10 млн).

Заводы вместо жилья

Песок, щебень, бетон и железобетонные изделия широко применяются в коммерческом, промышленном и дорожном строительстве. Поэтому производство этих стройматериалов оказалось хорошей возможностью компенсировать спад, связанный с остановкой роста на жилищном рынке, отмечает директор по маркетингу группы компаний “Меликонполар” Вячеслав Засухин.

“Строительство промышленных объектов за последний год увеличилось примерно на треть”, – добавляет он. “Меликонполар” в мае запускает производство пустотных плит перекрытий, которые используются в основном при строительстве промышленных объектов. Инвестиции в новое производство составили около 2,3 млн евро, его мощность – около 220 000 кв. м в год.

Исполнительный директор AG Capital Александр Агибалов прогнозирует рост бюджетного финансирования и в дорожном строительстве. “Строительство транспортной инфраструктуры – одна из отраслей, оказывающих мультипликационный эффект на развитие всей экономики. При поставленной задаче удвоения ВВП приоритет этой сферы для государственных инвестиций выглядит вполне логично”, – говорит он.

На этот рынок рассчитывают и производители стройматериалов. Группа “Росстро”, в состав которой входит компания “Кампесс” (добыча камня и песка), собирается увеличить продажи песка за счет государственных заказов, в частности строительства дамбы, говорит президент группы Александр Макаров.

В начале апреля правительство России приняло решение выделить в этом году 400 млн руб. из федерального бюджета на завершение строительства комплекса защитных сооружений Петербурга. Достроить дамбу планируется к 2008 г., для этого необходимо 22 млрд руб. Строительство ведется с 1979 г.

Другой проект, который может подогреть интерес производителей, – строительство трассы Западного скоростного диаметра (ЗСД). Проектная протяженность ЗСД, которая пройдет с севера на юг города вдоль берега Финского залива, – 46 км. Ее стоимость оценивается в $1,5–2 млрд, а срок строительства может занять 6–7 лет. Инвестор проекта еще не найден, объемы бюджетного финансирования не определены.

Доля потребления нерудных материалов (песка и щебня) в дорожном строительстве растет, согласен и вице-президент группы “ЛСР” Георгий Богачев: “В условиях спада на рынке жилья это хорошая поддержка для компании”. По его словам, этот рынок интересен еще и низкой стоимостью вхождения. “Самая сложная часть – оформление необходимых документов, а далее экскаватор и бульдозер составляют основу производства”, – резюмировал Богачев.

Консолидация активов производителей и строительных компаний продиктована экономической целесообразностью, полагает директор по связям с общественностью Ассоциации домостроителей Петербурга Павел Созинов. По его словам, рынок нерудных материалов отличается высокой конкуренцией в связи с низкой стоимостью вхождения.

По словам Агибалова, нынешние лидеры начинали формирование строительных холдингов, ориентируясь на снижение издержек, путем покупки компаний, производящих стройматериалы. “Собственные потребности в стройматериалах позволяли им снизить риски по инвестированию и окупаемости”, – говорит Агибалов.

А Засухин из “Меликонполара” объясняет концентрацию мощностей по производству стройматериалов стремлением компенсировать низкую доходность большим объемом продаж. В последние 3–4 года средняя рентабельность в производстве стройматериалов составляет 9–10%, говорит он: “Это неплохой показатель, при условии, что компания имеет большой оборот”. Совокупная рентабельность подрядных работ и девелопмента, по оценке коммерческого директор RBI Михаила Возиянова, может достигать 30%.

Впрочем, в ЛСР и “Ленстройматериалах” утверждают, что около 80–90% стройматериалов реализуют на открытом рынке.

В холдинге “ЛенСпецСМУ” производство стройматериалов рассматривают как подсобное. Около 75% продукции принадлежащего холдингу кирпичного завода используется входящими в него предприятиями, говорят в пресс-службе компании со ссылкой на слова гендиректора “ЛенСпецСМУ” Вячеслава Заренкова. Свой завод железобетонных изделий “ЛенСпецСМУ” построил, чтобы выпускать для собственных нужд специальные изделия (лестницы, вентиляционные блоки), которые нельзя приобрести на рынке. “Строительные компании и компании, производящие строительные материалы, имеют совершенно разный бизнес. Мы предпочитаем концентрировать силы и внимание на управлении инвестиционно-строительными проектами, – продолжает Заренков. – Бывает, что для снижения рисков – таких, как недопоставка в срок, – или для уменьшения расходов на посредников отдельные строительные фирмы позволяют себе заниматься производством стройматериалов. Но параллельный бизнес отвлекает и финансы, и интеллектуальный потенциал топ-менеджеров”.

Консолидация окончена

Хотя на рынке еще остались независимые производители стройматериалов, процесс консолидации производственных активов в основном закончен, заявляют участники рынка. Дальнейший рост будет происходить за счет создания новых мощностей.

Дмитрий Игнатьев, предправления “Ленстройматериалов”, говорит, что сейчас выгоднее строить новые производства, чем покупать старые. “Предприятия, не входящие в холдинги, конечно, остались, – отмечает он. – Но мы не видим ни одного интересного объекта для покупки”.

Об этом же говорит и Богачев из ЛСР.

Но интерес строителей к новым производствам может возникнуть и в результате монополизации рынка. После того как “Евроцемент груп” приобрела цементный бизнес группы “Интеко”, компания начала требовать от клиентов предоплаты за цемент. В число купленных заводов попал и “Пикалевский цемент”, чья доля на петербургском рынке оценивается участниками примерно в 65%. “Пикалевский цемент” уже объявил о повышении цен на 60% с 1 мая, утверждает Ведерников из группы “ЛСР”. В пресс-службе “Евроцемента” “Ведомостям” сказали, что не располагают такой информацией.

“Повышение цены означает подорожание бетона примерно на 25%, а конечного продукта – квадратного метра – примерно на 10%”, – пояснил Ведерников. И в такой ситуации крупным строителям есть смысл подумать о собственном производстве цемента, считает он.