“Аэрофлоту” дали девять лет


В 1970 г. Советский Союз разрешил иностранным авиакомпаниям летать над Сибирью с возможностью дозаправки в Москве. Взамен бывший монополист “Аэрофлот” потребовал различных компенсаций – в частности, отчислений за перелет над Сибирью. Европейские и азиатские компании согласились платить, поскольку единственной альтернативой сибирскому воздушному тракту был маршрут через Аляску и Северный полюс, занимавший на восемь часов больше. С середины 80-х гг. иностранным компаниям пришлось платить роялти за право перелета независимо от того, требовалась ли им посадка.

За 1997 г. общие выплаты “Аэрофлоту” составили, по оценкам Ассоциации европейских авиакомпаний, $225 млн. В 2003 г. выручка “Аэрофлота” от сборов с иностранцев составила почти $240 млн, говорит заместитель гендиректора компании Лев Кошляков.

Разговоры об отмене роялти ведутся уже больше трех лет. По мнению представителей Евросоюза, взимание платы за пролет нарушает принципы свободной торговли и противоречит нормам ВТО. В мае 2004 г. министр экономического развития Герман Греф и торговый комиссар ЕС Паскаль Лами договорились, что система транссибирских сборов будет изменена до конца 2013 г. “Аэрофлот” и ряд чиновников Минтранса настаивают на том, что Евросоюз не имеет права предъявлять такие требования. Иностранцы платят роялти по контрактам и соглашениям с “Аэрофлотом”. И переговоры об их отмене должны вести сами авиакомпании, а не чиновники, настаивали в “Аэрофлоте”.

Но на прошлой неделе договоренности Грефа и Лами подтвердил Путин, рассказал “Ведомостям” один из чиновников Минэкономразвития. 21 апреля на встрече с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу он пообещал, что система роялти будет отменена до конца 2013 г. Также, по его словам, Путин и Баррозу договорились, что вопрос роялти будет вынесен на рассмотрение саммита Россия – ЕС, который пройдет 10 мая. Эту информацию подтвердили “Ведомостям” в пресс-службе Минтранса и Еврокомиссии. Вмешательство в процесс президента говорит о том, что график снижения роялти все-таки будет в ближайшее время подписан, считает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

“Аэрофлот”, как и прежде, уверен, что Еврокомиссия не уполномочена требовать отмены роялти. Это должны делать иностранные авиакомпании, которые пока с такими предложениями не обращались, говорит Кошляков. Но, если сбор будет отменен, на финансах компании это серьезно не скажется, уверяет Кошляков. Аналитик ОФГ Елена Сахнова прогнозирует, что в 2005 г. чистая прибыль “Аэрофлота” составит $90 млн, а в 2006 г. – уже 160 млн. “Если сейчас роялти – это существенная доля доходов “Аэрофлота”, то постепенно она будет снижаться, а с ней и угроза для финансовой стабильности компании”, – полагает Сахнова. “Аэрофлот” давно готовится к отмене роялти и, очевидно, переживет это”, – соглашается Рыбак.

“Конкретного решения пока нет, – говорит чиновник Минэкономразвития. – Но то, что эти сборы уйдут от “Аэрофлота” и будут постепенно снижаться, это факт”. Работа по схеме и графику этих сокращений, по словам чиновника, начнется в ближайшее время. При этом не исключено, что отмена роялти будет компенсирована повышением аэронавигационного сбора. Сейчас его собирает ФГУП “ОВД”, говорит гендиректор UTair Андрей Мартиросов. Для российских самолетов ставка составляет около $30 за 100 км, с иностранных – $50–60. Иностранные компании скорее всего поддержат повышение аэронавигационного сбора, чтобы добиться отмены роялти “Аэрофлота”, считает он.