Голландцы большие и малые


Раньше национальные киносмотры в основном сводились к четырем фильмам в течение двух дней и о показе знали только внимательные читатели еженедельников да совсем уж отпетые киноманы. Какую-то огласку получали только фестивали французского и японского кино – первый из-за традиционно высокой активности Французского культурного центра в Москве и широкой поддержки прокатчиков и спонсоров, а второй из-за тотальной многолетней моды на все японское. Теперь же маленькие фесты превратились в масштабные проекты – со своими сайтами, с буклетами и с действительно большими и интересными программами.

Фестиваль голландского кино “Оранжевые дни” – следующий после блистательной программы британской анимации проект Центрального дома предпринимателя. За пять дней фестиваля, который будет проходить в большом зале ЦДП, покажут семь полнометражных картин, семь короткометражек, 10 мультфильмов и восемь фильмов, входящих в ретроспективу Яна Керкхофа.

Ян Керкхоф считается главным экспериментатором в голландском кино. Его самый известный фильм, порнографическая “Шабондамская элегия”, шесть лет назад участвовал в “Ликах любви”; с тех пор в Москве Керкхофа не показывали. Выбираемая режиссером тематика – секс, насилие, педофилия – не располагает к широкому прокату, так что посмотреть его фильмы можно будет только здесь и сейчас. Для фестиваля, специально к открытию своей ретроспективы, Керкхоф снял четырехминутный фильм “Музы” по мотивам стихотворения Анны Ахматовой.

Короткометражная программа называется “Малые голландцы”, анимационная – “Веселая карусель”, и ее хочется отметить особо. Голландская школа анимации считается одной из сильнейших в мире, и представленные в нынешней программе фильмы – это сливки, собранные за последние 10 лет, в то время как остальные фестивальные картины сделаны в последние два-три года.

В полнометражной программе удивительная национальная пестрота. Голландия участвовала в производстве всех фестивальных фильмов, однако нет ни одной картины, снятой без иностранцев. Они присутствуют либо по ту сторону камеры, либо по эту: часть фильмов сделана в копродукции, а многие сюжеты обслуживают модную мультикультурную тематику.

Фильм открытия Shouf Shouf Habibi! посвящен трудностям рожденного в Голландии выходца из марокканской семьи. Маленький мальчик, герой спортивной детской комедии “В оранжевом”, обожает бразильских футболистов. В абсурдистской драме “Жена императора” играют австралиец Джонатан Рис-Майерс и англичанин Макс Бизли. В “Девушках из рая” и “Бойцовой рыбке” заняты азиатские актеры. Главные герои картины “Фелиция просит прощения” (единственной, кстати, которую планируется позже выпустить на видео) едут в Нью-Йорк. А в фильме “Эллис в стране гламура” действует Джоан Коллинз, звезда американского сериала “Династия” и лицо голливудского кича 1970-х.

Есть ли в этой мультикультурности что-то специфически голландское, мы пока не знаем, но имеем прекрасную возможность узнать. Ведь смысл национального киносмотра прежде всего в познании непознанного.