Полкило Чайковского


Абонементы не та форма торговли музыкальной классикой, которая охватывает топ-события. Они организуют основной поток классической и не только классической музыки. Более 100 циклов предстоящего сезона – это оркестровые, хоровые, фортепианные, камерные, органные, народные, детские, чтецкие и смешанные программы, где среди залежей середняка попадаются крупицы искусства.

Сегодня Филармония не дотирует оркестры и солистов, зато платит им белые деньги, вытекающие из их реальной рыночной стоимости. Тем не менее заметного разброса цен на разных артистов и коллективы нет. Да, цены на абонементы оркестров, которыми руководят Михаил Плетнев и Юрий Башмет, доходят до трех и более тысяч рублей, но все прочие оркестры стоят примерно одинаково – максимум 1200–1500 руб. за серию из 4–5 концертов. Невзирая на то что Владимир Федосеев и, скажем, Марк Горенштейн – дирижеры совершенно разного уровня, публика согласна платить за них одну и ту же цену. То же самое с солистами, где за похожие деньги продаются Наталия Гутман и, скажем, Николай Петров. Это значит, что существует спрос на классическую музыку вообще, публика предпочитает тех музыкантов, к кому успела привыкнуть, а филармонические менеджеры, поднаторевшие в рекламе, афишах и распространении, научились хорошо делать свое дело.

Как и в прежние годы, основным товаром остаются симфонии и концерты Рахманинова и Чайковского, Реквием Моцарта и пяток других беспроигрышных названий. Все остальное классическое наследие расценивается как группа риска. Идя навстречу пожеланиям публики, Филармония теперь завела и абонементы легкой симфонической музыки, до которой созрела аудитория условного “Баскова”. Но сохранены и некоторые привилегии для Геннадия Рождественского и Валерия Полянского – основных поставщиков редкого незаигранного репертуара.

Зарубежных исполнителей стало чуть больше, а большинство из них знакомо нашей публике в качестве лауреатов Конкурса имени Чайковского – певицы Дебора Войт и Лора Клейкомб, пианисты Джон Лилл и Паскаль Девуайон, виолончелист Антонио Менезес. Показательное исключение – лауреат “Грэмми” пианист Жан-Ив Тибоде – мировое имя, которое организаторам еще предстоит сделать громким для нашей публики.

В грядущем сезоне Филармония расширит круг новых имен, которые, по идее, должны определить завтрашний день нашей музыки. Расширился абонемент “Звезды XXI века”, а в “Программу продвижения молодых исполнителей” включен даже дирижерский конкурс. Правда, играют молодые исполнители тот же затертый репертуар, что и их старшие коллеги. Современная академическая музыка присутствует в абонементах в гомеопатических дозах, но и это надо расценивать как большую победу художественного руководителя Филармонии Александра Чайковского, композитора по профессии. Весьма свежо выглядит, к примеру, присутствие оратории Филипа Гласса “Итайпу” в абонементе Оркестра Филармонии.

В последние годы общий кризис музыкального дела нас миновал и средний уровень филармонических концертов повысился. Цены на абонементы тоже повысились, но они еще не достигли европейских, и это позволяет удерживать традиционную публику. Однако те слушатели, которые могут думать не только об экономии, предпочитают покупке абонементов избирательный подход, позволяющий скомбинировать лучшее по своему вкусу.