Без Дизеля не тянет


Фильм “ХХХ: новый уровень” сам по себе есть акт отчаяния. Начиналось все отлично: за два месяца до премьеры первого “ХХХ” звезды проекта, актер Вин Дизель и режиссер Роб Коэн, подписали контракт на продолжение. Однако позже Дизель покинул сиквел, уйдя сниматься в “Лысом няньке”. Коэн ушел вместе с ним.

На главную роль пригласили рэп-исполнителя по прозвищу Кубик Льда, и это стало первой и главной ошибкой. Сменить харизматичного яйцеголового Дизеля на человека с лицом, напоминающим телефонную будку, – продюсерский шаг, повлекший за собой фатальные последствия.

Герой Дизеля, которого, как говорят во второй части, убили на Бора-Бора, любил кич. Все, что входит в это понятие, – красные спортивные тачки, вареные курточки с меховым воротником и сильно накрашенных женщин. И в этом киче было отличие лысого агента от восьмидесятнических супергероев и Джеймса Бонда. Герой же Айс Кьюба, озверелый бывший военный, лишен даже самоиронии. В первой части агент ХХХ, как и положено, спасал мир – на меньшее супергерои размениваться не должны. Новый агент спасает своего президента от злодейского министра обороны, замыслившего военный переворот. На смену пародийному боевику с нешуточным драйвом и в меру идиотским сценарием пришла плохо сделанная политическая мелодрама.

Немолодой белый режиссер Ли Тамахори посвятил целый фильм тому, как хорошие черные ребята – воры и бандиты, но сердце-то у них золотое – выручают свою страну. Поскольку это все-таки продолжение подросткового боевика, время от времени настроение фильма резко меняется с патетического на циничное. Но Тамахори плохо удаются жанровые гибриды; если бы он просто снимал политический триллер, вроде “Самолета президента”, было бы куда лучше.

Так или иначе, но от изначальной идеи “ХХХ” осталось одно название. И еще обгорелый Сэмюэль Л. Джексон. Он и Уиллем Дефо, играющий злодея министра, выглядят учителями, зашедшими на детский праздник. Особенно смешно, когда герой Джексона – именно он занимается вербовкой агентов – разговаривает с героем Айс Кьюба. Разговаривает уважительно и слегка боязливо. Персонаж Джексона из “Криминального чтива” превратил бы собеседника в молочный коктейль раньше, чем тот успел бы сказать хоть слово.