Кремль против инвестиций


Второе чтение закона о концессиях в Госдуме должно было пройти 21 апреля. Предложения Минэкономразвития разрешают отдавать в концессию на срок от семи до 99 лет почти всю госсобственность, которую нельзя приватизировать, – автодороги, трубопроводы, аэродромы, электростанции и электросети, железнодорожный и городской транспорт, включая метрополитен, порты и объекты коммунального хозяйства. Ухудшать для инвестора налоговое и таможенное законодательство нельзя в течение первых семи лет договора.

Из-за возражений Государственно-правового управления президента рассмотрение закона отложили на май. Как следует из текста замечаний ГПУ, имеющегося в распоряжении “Ведомостей”, кремлевские юристы недовольны основными принципами концессий. Перечень “имущества, которое может выступать в качестве объекта концессионного соглашения”, представляется помощнику президента Ларисе Брычевой, возглавляющей ГПУ, “необоснованно широким”, а положение о равноправии иностранных и российских концессионеров – нуждающимся “в дополнительном осмыслении и обработке”, ведь в концессии можно сдавать стратегические для государства объекты. А статью о гарантиях неухудшения фискального режима Брычева предлагает вообще исключить из закона, поскольку “предоставление подобных льгот является предметом налогового и таможенного законодательства”.

В концессию нужно сдавать больше объектов, чем хочет Минэкономразвития, убеждены опрошенные “Ведомостями” эксперты. Например, в проект не входят парковки и автостоянки, замечает юрист Gide Louret Noel Мария Минскова, член экспертного совета думского комитета по экономической политике. В Транспортной стратегии до 2020 г. концессии названы главной формой для привлечения инвестиций в отрасль. Неравные условия для иностранцев и россиян, по мнению Минсковой, “ограничат работоспособность” закона. А практика описания льгот для концессионеров в профильном законе распространена во всем мире, говорит Минскова: “Дедушкина оговорка” – неотъемлемая часть эффективного концессионного механизма как такового”.

Российских инвесторов устраивают и поправки в Налоговый и Таможенный кодексы, если они будут внесены одновременно с принятием закона о концессиях, говорит заместитель гендиректора “Комплексных энергетических систем” Михаил Матыцин. В России строится госкапитализм, поэтому чиновники и недовольны “слишком широким” списком потенциальных объектов концессии, добавляет менеджер одной из российских ФПГ. Правда, опасается гендиректор “Veolia Water СНГ” Андрей Капустин, “законодательные ограничения на допуск иностранцев к “стратегическим” объектам могут привести к тому, что всю Москву как столичный город можно будет закрыть для зарубежных концессионеров”.

Но ставить на законе крест еще рано: юристы Минэкономразвития, ГПУ и Госдумы сейчас совместно дорабатывают формулировки законопроекта, уверяет чиновник министерства.