Налоговые бури


Проверка проверке рознь

После шквала налоговых претензий, обрушившихся на бизнесменов в 2004 г., предприниматели потребовали урезонить налоговиков. Чиновники признали, что из-за их чрезмерных аппетитов деловой климат ухудшился, а в марте Владимир Путин лично пообещал оградить компании от давления. Но когда Минфин оформил обещания президента в виде законопроекта, предприниматели оказались сильно разочарованы: его содержание не соответствовало обещаниям. Министр финансов Алексей Кудрин создал рабочую группу, которая должна была сблизить позиции бизнеса и чиновников. Вчера состоялась ее последняя встреча перед сегодняшним заседанием правительства – оно рассмотрит поправки Минфина.

Предприниматели надеялись, что чиновники оставят всего два основания для повторных выездных проверок. Именно в их ходе налоговики выставляют миллиардные счета компаниям за прошлые годы. Предприниматели просили, чтобы посещать их повторно инспектора могли только по решению суда и по просьбе самих налогоплательщиков. Минфин убедил их в том, что Федеральной налоговой службе будет сложно каждый раз добиваться через суд решения о повторной проверке и она не сможет контролировать инспекции. Но при этом бизнесмены потребовали, чтобы санкцию на проверку во всех случаях давал центральный аппарат ФНС. Правда, ничто не мешает ему выдавать разрешения “автоматом”, разве что обязать центральный аппарат выступать ответчиком по проверкам в суде, сетует финансовый директор Заволжского моторного завода Александр Конюхов.

Не всем предпринимателям нравится и установленный в законопроекте максимальный срок выездных проверок – согласно поправкам они могут затянуться на год. “Это лучше, чем сейчас, когда инспекция может прервать проверку на какой угодно срок, затягивая ее на несколько лет”, – говорит один из участников рабочей группы. “На практике выездная проверка редко длится дольше 3–4 месяцев, а теперь инспекции абсолютно легально смогут затягивать ее на год”, – возражает финансовый директор металлургического холдинга.

Как и было условлено, в законопроекте приводится исчерпывающий перечень документов, которые налоговики имеют право требовать у налогоплательщика при камеральной проверке. Но эта уступка ничего не стоит, уверены участники рабочей группы. Ведь авторы законопроекта снабдили список полномочий налоговиков словом “в частности”, а значит, они и дальше смогут расширять свои полномочия как им вздумается, объясняет замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков.

Налоговикам прибавили прав

Разногласия Минфина с предпринимателями касаются не только проверок. “Пользуясь случаем, Минфин вписал в этот документ все, что его беспокоило последние пять лет”, – констатирует один из участников рабочей группы.

Например, за грубое нарушение правил налогового учета Минфин предлагает брать штраф в размере не 10% от суммы неуплаченного налога, а 5% от суммы, “на которую была занижена налоговая база”, заметил Дмитрий Костальгин, начальник юридического отдела “Русфининвест-аудит”. Ничего подобного предприниматели не ожидали. “Если компания ошиблась в налоговой отчетности по НДС, то штраф будет взиматься со всей выручки без учета налоговых вычетов”, – сетует член налогового комитета РСПП Евгений Арсентьев. “Во время налоговой реформы мы с огромным трудом преодолевали ситуацию, когда налоговый штраф оказывался больше самого налога, и вот она возвращается”, – разводит руками председатель экспертного совета по налоговому законодательству при бюджетном комитете Госдумы Михаил Орлов.

К тому же налоговиков больше не интересуют копии налоговых документов компаний. Поправки Минфина требуют предоставлять налоговикам во время выездной проверки “подлинные документы и (или) их надлежаще заверенные копии”. Во время проверки налоговики нередко требуют тысячи страниц документов и с каждым “придется бегать к нотариусу”, сетует налоговый менеджер крупного промышленного холдинга. “Отдавать налоговикам оригиналы документов компании не могут, потому что завтра к ним может прийти с проверкой Пенсионный фонд, которому они тоже нужны”, – добавляет член бюджетного комитета Госдумы Наталья Бурыкина. Из законопроекта не ясно, кто будет отвечать, если чиновники возьмут документы и часть из них потеряют, замечает Костальгин. А с компаний утраченные документы будут требовать еще долго – например, зарплатные ведомости надо хранить в течение 70 лет, напоминает Бурыкина. Если же предприятие отказалось предоставить налоговикам какой-либо документ, налоговики могут выставить компании налог “расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике”. Получается, что, потребовав документы, которые трудно предоставить, налоговики получат возможность рассчитать налог “на глаз”, говорит Костальгин.

Бизнесменов беспокоит и новый порядок подачи отчетности. Сейчас, заметив в ней ошибку, налогоплательщик подает исправленную декларацию и доплачивает налог либо требует зачета или возврата переплаченных средств. Минфиновские поправки запрещают уточнять декларацию “со дня вынесения налоговым органом решения о проведении выездной проверки по день окончания производства по делу о налоговом правонарушении”. Может получиться, что, если у налоговиков “не хватит доначислений для выполнения плана, они внимательно прочитают уточненную декларацию и сообщат компании, что “еще вчера” решили провести выездную проверку”, опасается Арсентьев. Налоговики и сейчас нередко датируют свои решения “вчерашними числами”, замечает налоговый менеджер металлургической компании. По его словам, в марте его компания, которая до этого выиграла у налоговиков суд, получила их ноябрьское требование о бесспорном списании задолженности.

На вчерашней встрече с предпринимателями Кудрин “с удивлением” узнал о том, что у бизнеса есть претензии к поправкам, не связанным с проверками, сказал один из участников заседания. Их по просьбе министра бизнесмены должны “обобщить” до 3 мая. Если замечания окажутся серьезными, в Госдуму будут внесены только поправки, касающиеся проверок, говорит источник.

Налоги бюджету не нужны?

Не обошлось в поправках и без очевидных ляпов. Например, авторы законопроекта дали возможность нерезидентам претендовать на более чем двукратное снижение ставки подоходного налога, говорит Орлов. Дело в том, что сейчас налоговые резиденты – лица, которые прожили в России не менее 183 дней в течение года, – платят его по ставке 13%, а нерезиденты – 30%. Минфин предложил считать резидентами не только тех, кто жил в стране больше полугода, но и “любое физическое лицо, состоящее в гражданстве РФ или имеющее разрешение на проживание”. Чиновники просто забыли, замечает Орлов, что третья статья НК запрещает дифференцировать налоговые ставки в зависимости от гражданства, расы и религиозной принадлежности. Так что если поменять определение “резидента”, то либо чиновники сами уравняют ставки подоходного налога, либо иностранцы добьются этого через суд. “Таких последствий мы не предполагали”, – признает чиновник Минфина.