Все-таки Китай


Строительство восточной нефтяной трубы обсуждается уже больше пяти лет. Изначально проложить магистраль в китайский Дацин предлагал “ЮКОС” – единственный в то время экспортер нефти из России в эту страну. Но в 2002 г. государственная “Транснефть” предложила альтернативный вариант – тянуть нитку на Тихоокеанское побережье в бухту Перевозная (Находка). Правительство долго не могло сделать выбор, но в 2003 г. появилось соломоново решение – строить трубу на Находку с ответвлением на Дацин.

Такой маршрут вызывал споры не столько среди российских нефтяников и чиновников, сколько у властей Китая и Японии. Чиновники обеих стран активно лоббировали предпочтительный для них маршрут экспорта российской нефти.

В конце прошлого года правительство наконец определилось: был согласован маршрут Тайшет – Сковородино – Перевозная мощностью до 80 млн т нефти в год. Ответвление на Китай в документах не оговаривалось, но Виктор Христенко в интервью “Ведомостям” пояснял, что этот вопрос “остается открытым”. “Сковородино находится в 70 км от китайской границы. Так что возможность ответвления в Китай существует”, – сказал министр.

Во вторник Христенко подписал приказ об этапах строительства трубопровода. Согласно этому документу сначала должна быть введена ветка Тайшет – Сковородино мощностью 30 млн т. Ровно столько предлагали направлять в Китай сначала “ЮКОС”, а потом – “Транснефть”. На этом этапе также должен быть построен нефтепорт в бухте Перевозная. Завершить его планируется в 2008 г.

На втором этапе предполагается достроить трубу от Сковородино до Перевозной с пропускной способностью 50 млн т в год, мощность участка Тайшет – Сковородино должна быть увеличена при этом до 80 млн т в год. Сроки реализации этого этапа не определены и зависят от темпов освоения восточносибирских недр.

Вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев говорит, что компания знакома с решением Минпромэнерго построить на первом этапе трубопровод до Сковородино на 30 млн т нефти в год. “Пока на большую мощность нет нефти”, – объясняет он это решение. По его словам, в Сковородино будет построена наливная эстакада и нефть из этого пункта может поставляться по железной дороге и в Перевозную, и в Китай. “Если будет политическое решение, мы построим 70 км трубы до границы с Китаем”, – говорит Григорьев. В каких пропорциях нефть будет идти в эти пункты, будет решено позднее, отмечает он. Стоимость проекта с учетом строительства терминала в Перевозной он оценивает в $6,5 млрд.

Однако у чиновников нет уверенности, что второй этап проекта будет реализован. Если первую очередь трубопровода гарантированно можно заполнить западносибирской нефтью, то на вторую ее не хватит. Вчера директор департамента топливно-энергетического комплекса Минпромэнерго Анатолий Яновский заявил, что если за три ближайших года не будут разведаны новые ресурсы в этом регионе, то инвестиционное решение по второму этапу проекта принять будет невозможно.

Того же мнения придерживаются и аналитики. Валерий Нестеров из “Тройки Диалог” предполагает, что нефтяной поток после завершения первого этапа строительства трубы может быть разделен следующим образом: 10 млн т – на Китай и 20 млн т – в Перевозную по железной дороге. Однако, отмечает он, если в течение ближайших лет не будут приняты весьма энергичные меры по концентрации инвестиций в разведку и разработку восточносибирских недр, то второй этап строительства проблематичен. “То есть пока что у Китая больше шансов получить российскую нефть, чем у Японии”, – резюмирует эксперт.