Живые деньги за транзит


Сейчас монополия рассчитывается с Украиной бартером. В 2005 г. “Газпром” планирует прокачать в Европу 124,9 млрд куб. м газа, в качестве платы за транзит поставив на Украину 24 млрд куб. м. Но три недели назад новый председатель правления “Нафтогаза Украины” Алексей Ивченко предложил своему коллеге из “Газпрома” Алексею Миллеру с 2006 г. платить за транзит газа по территории Украины живыми деньгами. А во вторник вечером Миллер уже обсуждал “возможный диапазон цен и тарифов в 2006 г.” в Киеве с Ивченко и президентом Украины Виктором Ющенко. По словам представителя “Газпрома”, стороны достигли принципиального согласия.

Если “Газпром” будет платить за транзит деньгами, газ Украине придется закупать, а не менять на транзит. Менеджеры “Газпрома” заявляли, что поставлять газ на Украину с 2006 г. компания будет по рыночным ценам, соответствующим европейскому уровню.

Кроме того, украинские власти были недовольны тем, что они не участвуют в транзите туркменского газа. Еще в конце марта министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков заявлял, что Украина будет настаивать на вхождении в Rosukrenergo на паритетных началах с “Газпромом”. По его словам, Украина также будет настаивать на паритетном участии в других компаниях, которые будут созданы для транспортировки газа по транспортной системе Украины для реализации в Европе.

Недавно стороны даже обсуждали возможность создания нового СП вместо Rosukrenergo. “Мы не против, чтобы “Нафтогаз Украины” участвовал в капитале СП по транзиту туркменского газа на Украину, но принцип паритета [доля “Газпрома” должна составлять 50%] должен быть неизменным”, — объяснял тогда позицию монополии представитель “Газпрома”. В самой Raiffeisen Investment, которой принадлежит 50% Rosukrenergo, “Ведомостям” сказали, что в политических решениях участия не принимают, но готовы к переговорам по инвестициям.

Но во вторник решений по вопросу Rosukrenergo, посредника в поставках туркменского газа на Украину, принято не было. Стороны заявили, что схема поставок, зафиксированная в договорах между “Газпромом”, “Нафтогазом” и Rosukrenergo, “отвечает долгосрочным интересам и России и Украины”.

Иван Полтавец из Киевского института экономических исследований и политических консультаций говорит, что бартер мешает созданию нормального рынка газа на Украине. Сейчас никто не знает, сколько реально стоит газ, что дает возможность субсидировать предприятия, используя не всегда прозрачные схемы, объясняет аналитик. “Внутренний рынок газа и плата за транзит тесно связаны, а для создания конкурентной среды их необходимо разделить”, – говорит Полтавец.

Что касается цен, то под европейским уровнем не стоит понимать цены, по которым газ продается в Германию ($146–148 за 1000 куб. м), уверен Полтавец. Украина находится ближе и газ, по его мнению, будет стоить примерно как для Польши за вычетом транспортных расходов – около $80 за 1000 куб. м. С ним соглашается Валерий Нестеров из “Тройки Диалог”: по его словам, газ для Украины будет стоить $80–100 с учетом роста цен.

Стороны пока не определились с тарифами за транзит, но Нестеров полагает, что стороны найдут равновесие: “Газпром” будет проигрывать на тарифах, а Украина на “европейских” ценах. После майских праздников Миллер и Ивченко продолжат переговоры.