Акцизы не дались правительству


Акцизы ежегодно повышаются вместе с инфляцией. Обычно правительство автоматически утверждает представленные Минфином новые ставки. Предполагалось, что в 2006 г. все акцизы будут индексированы на 9%, а табачные – на 15%. Но на вчерашнем заседании правительства развернулась 40-минутная дискуссия о том, какой должна быть акцизная политика.

Самые ожесточенные споры вызвали акцизы на табак. До 2003 г. в России действовала специфическая ставка табачного акциза – в рублях за тысячу сигарет. Затем Госдума по инициативе правительства ввела комбинированную ставку: 5% от отпускной стоимости плюс специфическая часть – в рублях за тысячу штук. Адвалорная (процентная) составляющая невыгодна производителям, в чьем ассортименте преобладают дорогие сигареты. Они во главе с Philip Morris неоднократно пытались добиться отмены комбинированной системы акцизов, но каждый раз отступали под натиском оппонентов, в частности B.A.T. – она выпускает преимущественно дешевые сигареты. Все время, пока действует комбинированная ставка, ее жестко критиковала Счетная палата. По мнению аудиторов, адвалорная составляющая помогает табачникам уходить от налогов, продавая сигареты аффилированным компаниям по заниженным ценам. Эту точку зрения поддерживает и Федеральная налоговая служба.

Вчера лоббисты специфического акциза на табак предложили заменить им нынешнюю систему. Но встретили жесткий отпор со стороны министра финансов Алексея Кудрина и его заместителя Сергея Шаталова. По словам Шаталова, твердой специфической ставки на сигареты никогда не было – существовали четырехуровневые ставки, привязанные к ГОСТам. Но ГОСТы отменены, а при единой ставке цены на дешевые сигареты вырастут, а на дорогие – опустятся, приводит слова Шаталова “Интерфакс”.

Не менее бурно обсуждался и вопрос об отмене акцизных складов – промежуточного звена между производителями крепкого алкоголя и розницей. Сейчас 20% акциза на российские крепкие спиртные напитки платит производитель в федеральный бюджет, после чего спиртное должно поступить на региональный акцизный склад, где выплачивается еще 80% акциза в региональный бюджет. Шаталов предложил отменить акцизные склады, а акциз брать с ликероводочных заводов, следить за которыми гораздо проще. Идея не понравилась вице-премьеру Александру Жукову. По его мнению, сам по себе перенос уплаты акциза на ЛВЗ ничего не даст – нужно брать акциз непосредственно на спиртопроизводящих заводах, которых в стране всего около 20. “Тогда у нас не будет проблем [с тем, как] дальше ловить водку, произведенную из этого спирта”, – объясняет он.

Конец дискуссии положил премьер Михаил Фрадков. Он предложил сторонам урегулировать все спорные вопросы за пределами правительственных стен и посвятить акцизам специальное заседание правительства – оно должно пройти до 14 мая.

Зато предложение Минфина не повышать в 2006 г. акцизы на нефтепродукты поддержали все. В прошлом году бензин стремительно дорожал – за год цены выросли на 31,3%. Федеральная антимонопольная служба начала антимонопольное расследование против нефтяников. А нефтяные компании одна за другой вынуждены были снижать цены на заправках, напоминает чиновник правительства. “Неиндексация ставки акциза на бензин поможет сдержать инфляцию в следующем году”, – объясняет он.

Никто не возражал и против предложения Шаталова обложить акцизом прямогонный бензин – для него будет действовать такая же ставка, как на низкооктановый бензин (2860 руб.). Акциз на прямогонный бензин обнулили с 2003 г., чтобы контролировать, какое количество этого топлива выпускают заводы и куда он потом направляется, напоминает чиновник правительства. Но, поскольку у продавцов прямогонного бензина не было никакой формальной заинтересованности продавать его именно лицензированным покупателям, а за его неправильный учет не полагается никаких санкций, “прямогонка” по-прежнему растворялась на просторах страны, разводит руками чиновник.

Из прямогонного бензина производится огромное количество суррогатного топлива, объясняет сотрудник компании “ЛУКОЙЛ”. Прямогонный бензин не облагается акцизом, но из него можно легко изготовить обычный бензин прямо на нефтебазе. “Ввести акциз на “прямогонку” – это очень разумное решение, мы и сами не раз его предлагали”, – говорит гендиректор сети АЗС “Гранд” Евгений Аркуша. По его мнению, после введения акциза у производителей фальшивого бензина не будет экономического смысла продолжать свою деятельность.

Проблема лишь в том, что прямогонный бензин – это сырье для нефтехимии, отмечает руководитель экспертного совета по налогам при бюджетном комитете Госдумы Михаил Орлов. Введение акциза увеличит издержки нефтехимического производства, если одновременно не создать надежный механизм его вычета. По мнению руководителя налогового подкомитета Госдумы Натальи Бурыкиной, сделать это несложно: система вычетов уже несколько лет действует по акцизам на нефтепродукты.