ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ: Капитал на книжной полке


Первые частные книжные собрания появляются уже в античное время у древнегреческих писателей и ученых – Аристотеля, Евклида, Эврипида. В Средние века крупные библиотеки формировались при монастырях и больших храмах. Светские книги собирали в университетах.

Возникновение книгопечатания в эпоху Возрождения привело в XV–XVI вв. к широкому распространению частных собраний как рукописных, так и первопечатных книг. В течение XVII и XVIII столетий библиофильство охватило буквально всю Европу, особенно Францию: наиболее ценные частные библиотеки были собраны кардиналами Ришелье и Мазарини. Богатые книжные собрания составлялись и при государственных судебных учреждениях, а позже они стали основой национальных библиотек.

В России интерес к книжному собирательству возник в XVI в. Впрочем, на Руси книги ценились и прежде. Известно, что царь Иван III взял в приданое за византийской принцессой Софьей Палеолог большую библиотеку. Правда, во времена Ивана IV библиотека эта бесследно исчезла.

Первые частные собрания книг принадлежали историческим личностям – Андрею Курбскому, Ионикию Строганову, более поздние были собраны литераторами Симеоном Полоцким и Сильвестром Медведевым, протопопом Аввакумом, княгиней Евдокией Урусовой. На вторую половину XVIII в. приходится расцвет дворянского “усадебного” библиофильства. Дворянские библиотеки пополнялись как русскими, так и иностранными, прежде всего французскими, книгами. Самыми известными собраниями того периода стали библиотеки Петра Третьего и Екатерины Второй.

В это же время появляется интерес к коллекционированию русских рукописей и старопечатных книг. Великолепным собранием старопечатных книг владел граф Федор Толстой. Получили известность библиотеки выдающегося русского коллекционера и библиофила графа Николая Румянцева, писателя и общественного деятеля Василия Татищева.

К сожалению, Отечественная война 1812 года нанесла значительный урон многим книжным коллекциям Москвы, которая в то время была главным книготорговым и библиофильским центром России. В московском пожаре погибли многие библиотеки, в том числе собрание графа Алексея Мусина-Пушкина с единственным экземпляром “Слова о полку Игореве”, библиотека иностранных книг графа Дмитрия Бутурлина, в которой находилось до 6000 инкунабул (печатных изданий, вышедших с момента изобретения книгопечатания в середине XV в. до 1 января 1501 г.).

Большой урон библиотекам нанесла и революция 1917 года. В результате конфискаций частных собраний были уничтожены или бесследно исчезли около 200 коллекций. В годы Гражданской войны очень многие библиофилы погибли или эмигрировали. Часть книжных коллекций успели вывезти за рубеж. Они-то и положили начало собиранию русских книг в странах Западной Европы и особенно в Америке. Например, советское правительство в 1923 г. продало Великобритании знаменитый “Синайский кодекс” – одну из древнейших рукописей Библии – за $510 000. В результате всех этих катаклизмов в мире возник новый рынок антикварных книг.

В самой же России в постреволюционный период редкие и антикварные книги стали продаваться за бесценок, так как рынок на какое-то время оказался переполненным раритетами. Многие экземпляры из известных русских собраний сменили владельцев. Сегодня время от времени они появляются на рынке на радость коллекционерам.

Многие книги из старинных библиотек и собраний уже утратили свое первоначальное значение как источника информации, зато приобрели большую историческую и коллекционную ценность. Они остаются предметом вожделения истинных ценителей древностей, и не только. Ведь покупка любых редких и антикварных изделий, в том числе и книг, превратилась в удобный способ сохранения и приумножения капитала.

В среднем ежегодный прирост стоимости предметов антиквариата достигает 15–20%. Эта средняя цифра характерна для антикварного направления живописи. Книги, конечно, обычно дорожают медленнее. Но и среди них встречаются очень доходные экземпляры. Так, всего год назад, на аукционе в “Гелосе”, сочинение Александра Бенуа “Царское Село в царствование Императрицы Елисаветы Петровны”, изданное в 1910 г., ушло за $16 000, а в феврале 2005 г. аналогичное издание было продано за 22 000 евро. Так что цена книги Бенуа в евро менее чем за год взлетела на 64%.

Многие интересные антикварные издания доступны не только отечественным олигархам и акулам мирового бизнеса, но коллекционерам и инвесторам с более скромными сбережениями. Сейчас в России можно приобрести качественные образцы русских изданий прошлого и позапрошлого веков по цене от $200. А русские рукописные и старопечатные книги XVII–XVIII вв. можно купить на аукционах или вернисажах за $100–1000. И цена на них со временем будет только расти.

Впрочем, среди книжных изданий найдутся экземпляры, которые по стоимости могут поспорить даже с полотнами мастеров эпохи Возрождения. Наиболее дорогие книги приобретались в частные коллекции за пределами России.

К примеру, самой ценной книгой в мире считается “Лестерский кодекс”, или “Трактат о воде, земле и небесных делах”, составленный Леонардо да Винчи в 1504–1516 гг. Книга, выполненная зеркальным шрифтом на бумаге с полотняной отделкой, была куплена Биллом Гейтсом за $24 млн. За $7,5 млн на аукционе “Кристи” в 1998 г. была продана книга Джеффри Чосера “Кентерберийские рассказы”. Обладателем этой книги, изданной в 1477 г., стал американский миллиардер Джон Пол Джетти Младший. Небезызвестный альманах “Птицы Америки” ушел с аукциона в Нью-Йорке за $5,5 млн. В нем 435 иллюминированных гравюр, где все птицы изображены в натуральную величину на отдельных листах размером 101 х 68 см. Гравюры были собраны в четыре цельнокожаные папки и весили около 90 кг. А если еще учесть, что альманах издавался на протяжении 10 лет (1827–1837) очень маленьким тиражом и за эти годы издатель справочника Джон Джеймс Одубон напечатал всего 200 экземпляров книги, – все это сделало книгу библиографической редкостью. Эксперты считают, что на сегодняшний день в мире осталось не более 10 таких альманахов.

Но стоимость русской антикварной книги пока еще не достигла международного уровня. Например, если на международных аукционах первопечатное издание Иоганна Гутенберга оценивается в несколько миллионов долларов, то в России книги первопечатника Ивана Федорова можно приобрести всего за $10 000–30 000.

Зато когда вы вкладываете деньги в очень редкое издание, скажем, многотомный труд русского историка и коллекционера Дмитрия Ровинского “Материалы для русской иконографии” 1884–1891 гг. (этот 12-томный труд был продан на аукционе в “Гелосе” в мае 2004 г. за 5,5 млн руб.), то можете быть уверены, что аналог не появится на книжном рынке еще 10–15 лет. Между тем уже сегодня находятся коллекционеры, которые готовы приобрести 12-томник Ровинского за $300 000.

Так что сейчас в России можно относительно дешево приобрести редкие рукописные, первопечатные, старопечатные книги. Как и где это можно сделать, а также об определении цен антикварных книг – читайте через неделю.