Чечня просит нефти


Теперь власти Чечни решили попросить этот актив у президента Владимира Путина. Несколько недель назад письмо с такой просьбой ему написал президент Чечни Алу Алханов, рассказал “Ведомостям” вице-премьер правительства республики Зияд Сабсаби. По его словам, получив контроль над “Грознефтегазом”, Чечня сможет самостоятельно распоряжаться его прибылью. Доход от продажи нефти Сабсаби обещает направлять на создание собственного нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего комплекса и пополнение бюджета Чечни. Вопрос о доле в “Грознефтегазе” Чечня предлагает прописать в отдельном соглашении к договору о разграничении полномочий, который чеченские власти рассчитывают подписать летом. “Мы намерены продолжать переговоры о контроле в “Грознефтегазе” и с правительством России, и с “Роснефтью”, – заключает собеседник “Ведомостей”.

Представитель “Роснефти” не стал обсуждать возможную передачу доли “Грознефтегаза” правительству Чечни, сославшись на то, что это дело собственника “Роснефти” – государства. “Это исключительно политический вопрос, и он будет увязан со стабилизацией ситуации в республике”, – считает аналитик Газпромбанка Сергей Суверов. Впрочем, отмечает он, в России есть примеры, когда республики контролируют нефтяные компании, например “Башнефть” и “Татнефть”.

Правительство Чечни давно мечтает получить контрольный пакет “Грознефтегаза” и неоднократно просило об этом федеральных коллег. Эта тема не раз поднималась при подготовке договора о разграничении полномочий между Россией и Чечней. Еще в проекте договора, предложенного экс-руководителем администрации Чечни Ахмадом Кадыровым (убит в мае 2004 г.), предполагалась передача республике контроля за добычей природных ресурсов. Но пункт о контрольном пакете “Грознефтегаза” в проект договора так и не вошел.

В администрации президента письмо из Чечни получили, но пока на него не ответили. Впрочем, отмечает чиновник одного из профильных министерств, Чечня вряд ли получит контроль над “Грознефтегазом”. “Это создаст эксклюзивный режим для республики”, – поясняет он и добавляет, что механизм функционирования предприятия уже отлажен и вряд ли будет изменен. Правительство считает нецелесообразным отдавать Чечне контроль в “Грознефтегазе”, ведь его доходы и так тратятся на нужды республики, соглашается чиновник, близкий к совету директоров “Роснефти”.

Чеченская нефть по постановлению правительства идет на экспорт, рассказывает представитель “Роснефти”. При этом выручка от продажи идет в Федеральное казначейство, откуда целевым назначением тратится на восстановление нефтегазового комплекса Чечни и социальной сферы республики. По его словам, для госкомпании это “не коммерческий проект”: “Условия работы в Чечне непростые. Еще несколько лет назад суточные потери нефти достигали 6000 т, теперь сократились до 100 т”. В первую очередь потери – это воровство, отмечает вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев. Он напоминает, что в 2000 г. “Транснефти” даже пришлось построить трубопровод в обход Чечни из-за больших потерь нефти (всего – больше 120 000 т).