Душевные струны


Марк Нопфлер – композитор, гитарист и певец – всегда был в своей группе Dire Straits фигурой, единолично определяющей и эстетику, и звучание, и стиль: его переход к сольному проекту стал шагом абсолютно логичным. И нынешний крепкий квинтет, уверенно обслуживающий творческие амбиции своего лидера, исполняет все ту же музыку. Заливисто энергичную, однообразную по ритму и интонации, изобилующую эффектными электрогитарными пассажами, которые мы в пору молодости именовали запилами…

Эта музыка мгновенно узнается с первых тактов и первых звуков хрипловатого баритона, вот разве что в сегодняшнем своем виде слегка уступает эпохе золотых времен по части мелодических красивостей.

Последние альбомы Нопфлера остаются тем не менее в разряде продукции добротного рок-мейнстримового уровня. Таков и выпущенный в прошлом году Shangri-La – в рамках мирового турне в поддержку этого диска прошли и российские концерты. Песни с Shangri-La – материал с легким, едва заметным уклоном в попсообразность и порой совершенно неожиданными жемчужными перлами вроде аутентичного кантри-звучания без банджо или медитативными фортепьянными соло клавишника Гая Флетчера, старого нопфлеровского соратника.

Но, конечно же, не их, а в первую очередь мировых хитов типа Romeo and Juliet или Private Investigations жаждала услышать московская публика, проявившая редкое воодушевление по случаю визита “султанов свинга” (если вспомнить название старого нопфлеровского шлягера). За полтора концертных часа музыкант последовательно перебрал жалобно ноющие струны всех 12 инструментов своей богатой гитарной коллекции. И ревущий от восторга зал таки услышал в первом из двух “бисов” заветную Brothers in Arms.

Марк Нопфлер много шутил, веселился, позволял себе всяческие забавные выходки, к месту и не к месту вставлял слово Moscow в ткань своих песен, принимал картинные позы. Но уже мгновением спустя возвращался к своему фирменному, знакомому по клипам и фотографиям образу – сверхсосредоточенного на риффе и нотах, скупого на эмоции Паганини от рок-музыки.

У этого богатого, успешного, давно разменявшего шестой десяток человека до сих пор физически ощутимая в зале энергия. У бронтозавра, чудом выжившего два года назад в автомобильной катастрофе и играющего далеко не самую актуальную на сегодня музыку, почти маниакальная зацикленность на самоотдаче творчества. Так что восторг московской публики, перекормленной в этом сезоне именитыми гастролерами, вряд ли объясним одной лишь ностальгией.