IN VINO VERITAS: В Россию за любовью


“Украiнський херес” 2003 г. от винзавода “Шабо” был выполнен в стиле классического свежего и душистого испанского Fino. Своей приятной йодистой солоноватостью – пусть не атлантической, но зато вполне средиземноморской – он напомнил дегустаторам о Мансанилье и уверенно взял серебро.

Весеннее обострение у отечественных виноделов – у всего этого некогда всесоюзного содружества – проявляется как комплекс непризнанного таланта. Если вы бывали в винсовхозах Молдавии или Крыма, вам наверняка приходилось выслушивать пространные объяснения на тему “Наши вина не хуже иностранных”. А почему их никто кроме нас самих не пьет – так ведь не понимают! Недалекие иностранцы (у которых в разное время наши виноделы позаимствовали и мадеру, и херес, и портвейн, и шампанское, и прообразы сухих вин) отчего-то никак не хотят оценить прелесть продуктов постсоветского виноделия. На рынок не пускают, на конкурсах засуживают. Боятся, наверняка. Осознать это весной особенно больно.

Так вот, представьте себе, все обстоит ровно наоборот. Лучшие винные критики и виноделы дальнего зарубежья сегодня заняты поиском оригинальных, аутентичных, не тронутых глобализацией сортов винограда и вин. Заглядывают и в Россию. И каждой находке радуются, как грибники, раньше других попавшие на заповедное грибное место.

Международное жюри конкурса VK Open (три француза, два британца, один австралиец, два условно русских, и все – уважаемые люди) наградило медалями семь вин из бывшего СССР. Если учесть, что золото получили всего 34 вина, а на конкурсе было представлено 25 стран, то результат совсем не плохой.

Более сладкие молдавские хересы Яловенского завода – Tare 1989 г. и Armonios 1994-го – хотя и не похожи на ортодоксальный Oloroso, но очень гармоничны и благородно состарены. Поэтому – не менее твердое серебро, вопреки заблуждению, что западные судьи недолюбливают сладкие вина.

Кстати сказать, самую большую обманку на конкурсе крепких напитков представил тот же Яловенский завод. Его Brendi Gloria Classic Reserva 1990 г., безупречно ассамблированный и блестяще выдержанный, в слепой дегустации был просто неотличим от старого хересного бренди.

Сладкий крымский мускат – неумирающая гордость советского виноделия – взял золото. “Мускат бiлий Магарач” 1998 г. подкупил членов международного жюри, которые, пробуя его вслепую, сравнивали этот образец с коллекционными греческими мускатами (с острова Самос) и ни в коем случае не пеняли на высокую сахаристость. Сладость соблазнительна, когда ей предшествует густой аромат чайной розы и когда ее оттеняет цитрон. Чтобы понимать это, не обязательно родиться и жить в Крыму.

Триумфатор прошлогоднего конкурса – кахетинское вино “Глахуна” – снова блеснул двойным золотом. Отличное саперави 2004 г. понравилось высоким судьям вопреки остаточному сахару и, наверное, слишком мощным, еще не округлившимся танинам. А сделанное по кахетинскому способу, т. е. настоянное на гребнях, ркацители 2003 г. вообще зашкаливало за рамки западноевропейских традиций. Но оно было очень вкусным и поэтому победило.

Честь российских виноградников на конкурсе поддержало только одно вино – белое Chateau Le Grand Vostock Chene Royal 2003 г. Оно получило бронзу, но попало в такую аристократическую компанию (ему пришлось бороться с престижными белыми бургундскими), что рассказывать о награде совсем не стыдно. Конечно, блеск чужого золота отзывается болью в сердце, но на то она и весна.