Недоплатил $15 млн


Согласно постановлению УВД ЦАО, копия которого находится в распоряжении “Ведомостей”, УВД ЦАО возбудило дело по статье 198 второй части УК РФ. “Скотт Никол [...] 20 декабря 2002 г. заключил договор купли-продажи принадлежащих ему акций ЗАО “Фирма чистая вода” […] согласно которому в феврале 2003 г. получил доход в сумме 49 000 000 долларов США, однако […] налоговую декларацию не предоставил и […] уклонился от уплаты налога на доходы физических лиц в размере 463 млн рублей (около $15 млн. – “Ведомости”)”, – говорится в копии документа. В прокуратуре ЦАО “Ведомостям” подтвердили факт возбуждения этого дела, однако от более подробных комментариев воздержались. С Николом вчера связаться не удалось – уже два года он живет в США.

Однако налоговые юристы и специалисты по уголовному праву считают, что американцу в России ничего не грозит. Валерий Тутыхин, старший партнер фирмы “Джон Тайнер и партнеры”, считает, что если Никол пребывал в РФ в 2003 г. более 183 дней, то он являлся налоговым резидентом России и обязан был подать налоговую декларацию в российские налоговые органы. “Налоговый кодекс обязывает физические лица уплачивать налог на доходы, а лица, отказывающиеся это делать, совершают преступление”, – говорит Тутыхин. Однако, по его словам, Николу скорее всего ничего не грозит: при условии, что он заплатил налог с этой сделки в США и в течение шести лет не будет появляться на территории РФ, дело закроют за сроком давности. “Если же он будет иметь неосторожность все-таки появиться в России, то по закону ему грозит срок до трех лет лишения свободы”, – говорит Тутыхин.

С коллегой согласен Альберт Еганян, партнер юридической фирмы Vegas Leх. “Между Россией и США нет договора о помощи по уголовным делам, да и экстрадиция не может происходить из-за налоговых обязательств перед государством”. Еганян отмечает, что “смысл возбуждения этого дела скорее всего необходимо искать в России”. А адвокат, не пожелавший называть своего имени в печати, предположил, что это дело могло быть возбуждено по инициативе бывшей жены Никола Майи Кучерковой. В конце 2003 г. она пыталась оспорить законность сделки по продаже “Чистой воды” Nestle Waters, так как, будучи замужем за Николом, она не давала своего согласия на сделку. В качестве отступных Кучеркова требовала половину прибыли бывшего мужа, полученной от продажи бизнеса. Однако адвокат Кучерковой Кирилл Яшенков опроверг “Ведомостям” эту версию. “В конце прошлого года Кучеркова и Никол подписали мировое соглашение – у Майи больше нет никаких претензий”, – говорит Яшенков.