Путин на Святой земле


С самого начала визита в Израиль Владимира Путина ждал неприятный сюрприз. Израильские службы безопасности ответили отказом на просьбу российского президента посетить Стену Плача, сославшись на то, что не в состоянии обеспечить необходимые меры безопасности. После повторной просьбы израильтяне все же пустили российского президента на смотровую площадку, которая прилегает к Стене Плача.

На переговорах Путина с президентом Израиля Моше Кацавом обсуждались перспективы двусторонних отношений. Путин по итогам заявил, что на экономическом поприще у России и Израиля могут быть совместные проекты в энергетике, машиностроении, медицине, но конкретных примеров не привел. Президенты также договорились в ближайшее время подписать соглашение по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) в третьих странах.

Но главной темой на итоговой пресс-конференции оказалась возможная поставка российских зенитно-ракетных комплексов “Стрелец” в Сирию. “При поставках вооружений на Ближний Восток мы ведем себя в высшей степени ответственно”, – заявил Путин. По словам президента, доля российских поставок на Ближний Восток в общем объеме $9 млрд составляет лишь $500 млн. Путин напомнил, что “Стрелец” – это система ПВО ближнего радиуса действия, которая “никак не угрожает Израилю”, если он сам не собирается нападать на Сирию. В доказательство своей озабоченности безопасностью Израиля Путин напомнил, что лично запретил продажу Сирии тактических баллистических ракет “Искандер”.

“Несмотря на усилия российского лидера, у нас остаются разногласия по этому вопросу”, – возразил Кацав. По его мнению, российские поставки вооружений в Сирию могут “сократить возможности Израиля по борьбе с терроризмом”.

Израиль – парламентская республика, и президент там играет второстепенную роль по сравнению с премьером. А переговоры Путина с Ариэлем Шароном прошли в закрытом режиме.

Чиновники обеих стран не склонны преувеличивать разногласия. “Переговоры прошли очень успешно, а прием со стороны Израиля был весьма позитивным”, – говорит один из членов российской делегации. “Это обычная политическая риторика [заявления президентов], вряд ли они негативно скажутся на двусторонних отношениях”, – говорит чиновник израильского правительства. По словам директора Института Ближнего Востока Евгения Сатановского, “шероховатости” с проходом Путина к Стене Плача большого значения не имеют. “Большая часть повестки визита осталась за кадром. Очень много вопросов будет разблокировано после визита и в сфере безопасности, и в ВТС, и в сотрудничестве в сфере высоких технологий”, – предполагает Сатановский.

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что соглашение по ВТС с Израилем весьма важно для России и укрепит наши позиции на рынках вооружений. “Но при этом не надо забывать и про интересы ВТС с арабскими странами, и то, что Путин не поддался на давление в отношении планов поставок в Сирию “Стрельцов” – это правильно. А вот говорить о личном вето на продажу “Искандеров” не стоило – это может сказаться на потенциальных покупателях этих ракет из других арабских стран”, – комментирует Пухов.