РЕСТОРАННАЯ ХРОНИКА: Письма династии Тан


Человеческая голова устроена по принципу песочных часов. Из нее все время сыплются одни и те же смыслы, разве что знак этих смыслов – положительный или отрицательный – зависит от перевернутости с ног на голову или обратно. Фокус, правда, еще в том, что от частых переворачиваний понять, где верх, где низ, решительно невозможно. Именно для этого в мире существуют, например, религия или мода – две схожие по природе сущности, задача которых – фиксировать систему ценностей и указывать на нее запутавшейся в направлениях песочной струи толпе.

Вот, скажем, раньше всегда считалось, что политика – это умение договариваться, а бизнес – наука воевать. Но глядя на то, что происходит сегодня в стране и мире, мне кажется, что кто-то главный перевернул песочные часики и эти понятия поменялись местами.

Чтобы далеко не ходить, возьмем для примера японо-китайский инцидент, разворачивающийся фактически на наших с вами устремленных в телевизор глазах.

Итак, мы смотрим в телевизор, и что мы там видим на его подло мерцающем экране, кроме рекламы калиевых батареек?

А видим мы там буквально следующее. Две великие державы, роль которых в устройстве мира не то что велика – глобальна, ломают копья по поводу учебников истории. Мне лично кажется, что любая история нас учит тому, что мир никуда не движется, что и во времена Птолемея, и в эпоху Путина В. В. всюду происходит все та же мерзость и все та же, извините, любовь. Об этом, мне кажется, и должны сообщать все и всяческие учебники истории. Открытым текстом, без стеснения и ложной, что называется, скромности. Мерзость и любовь – вот два источника и две составные части любого человеческого общежития. Но японцы вслед за профессором Покровским считают, что история – это политика, обращенная в прошлое. А политика современной Японии сводится к тому, что мерзости как бы вроде и нет места на свете. И потому они подлакировали дела минувших дней, объявив нанкинскую резню, где солдаты армии страны Восходящего солнца положили три сотни тысяч безоружных китайцев, чем-то вроде перестрелок на окраине села Самашки, о которых в силу мелочности инцидента в плане нарушения прав человека не сообщают даже оппозиционные путинскому режиму газеты.

Собственно, на это им и указали китайские товарищи, в результате чего произошли массовые акции протеста, отказы от японских подрядов на строительство скоростных железных дорог и вообще много чего вплоть до бойкота в Шанхае японских ресторанов.

В этом смысле наше отечество устроено куда симпатичней. У нас ведь нет политики. То есть она есть, но она полностью слилась с бизнесом. То есть песочные часы разбились, и песок свободно рассыпался милой такой бесформенной кучкой. В результате чего стало незачем воевать и не с кем договариваться. Правые и левые равно апеллируют к либеральным ценностям и дружно встают под советский гимн. Милиционер неотличим от бандита, а бандит чтит православный пост. И в меню почти всех китайских ресторанов у нас есть страничка японской кухни. Они мирно соседствуют рядом, и им все равно, кто там кого зарезал в Нанкине, главное, чтобы нож у повара, кромсающего сашими, не подводил.

В общем, наше время, если судить о нем по картинке телевизора, похоже на эпоху благоденствия, примерно такую же, как время династии Тан, когда, если верить китайским учебникам истории, волк только и делал, что лежал рядом с агнцем и все происходило ко всеобщему благу.

Наверное, именно это имели в виду создатели ресторана “Тан” в Оружейном переулке. Они вложили в свое детище много любви и еще больше денег. В огромных залах этого ресторана очень приятно находиться. Там на удивление уютно, в этих залах. Там можно вольготно так развалиться на диване, наблюдая, как напыщенно ведет себя в чашке черный улунский чай. Там, естественно, имеется и большое меню, естественно, китайское и японское. И не такое, должен вам сказать, дорогое, чтобы человек подумал: эка тут у них, и не такое дешевое, чтобы человек насторожился: не с лианозовского ли оптового рынка эта курятина? Сорока условных единиц вам вполне в этом месте хватит.

В “Тане” решительные, как телефонистки в трубке Virtu, и отзывчивые, как сестры ордена Св. Терезы, официантки. Там баранина с пореем, лососевые роллы и морская капуста приготовлены с тщанием и любовью. И бог с ним, что морскую капусту есть вообще невозможно, роллы никудышные, а про баранину хочется тоже что-то сказать неприятное, но, вспоминая, как милы там были официантки, немотствуют уста. Но зато этот ресторан, в отличие от учебника истории, показывает нам, что жизнь – она чаще всего состоит из любви и всякой мерзости.