Самолет – рекламоноситель


По стопам “Сибири” может пойти и “Аэрофлот”. “Мы пока используем почти все площади под собственную рекламу в рамках ребрэндинга”, – говорит директор департамента маркетинга “Аэрофлота” Татьяна Зотова. Но до конца года, по ее словам, “Аэрофлот” уже начнет искать рекламодателей. “И я не исключаю, что мы тоже будем размещать рекламу на фюзеляжах – сначала на чартерах, которые должны быть веселее, а потом и на регулярных рейсах”, – замечает Зотова. Впрочем, серьезно осложнить жизнь “Сибири” могут чиновники. “У нас есть ограничения на нанесение надписей и изображений на борты самолетов, которые “Сибири” придется решать с Ространснадзором”, – заявил “Ведомостям” чиновник Минтранса.

Российские авиаперевозчики не раз жаловались на постоянный рост затрат на топливо. “Сибирь”, по признанию ее гендиректора Вячеслава Филева, именно из-за этого закончила прошлый год с $10 млн убытков вместо запланированных $30 млн прибыли. А доля расходов на топливо выросла с 30% до 50–60% от общей суммы издержек. С 2001 г. объемы авиаперевозок в России стабильно росли. Но прошлой осенью авиакомпании были вынуждены ввести топливные надбавки к ценам на билеты. В результате в январе – феврале объем перевозок снизился на 2%.

Чтобы покрыть хотя бы часть затрат, “Сибирь” начала распродажу своих рекламных площадей. Авиакомпания готова отдать под рекламу практически все, что у нее есть, – от салфеток до бортов лайнеров и фасадов офисных зданий в Москве и Новосибирске, говорится в пресс-релизе “Сибири”. Полная загрузка рекламных площадей может приносить до $29 млн в год, говорит начальник управления внереализационных доходов “Сибири” Расул Хубиев. Но пока компания рассчитывает зарабатывать на рекламе $2–3 млн ежегодно – “чтобы не перегружать пассажиров”. Благодаря этому “Сибирь” покроет около 10% расходов на топливо.

Сейчас в качестве рекламных площадей авиаторы предлагают в основном бланки билетов и бортовые журналы. Доходы от этого минимальны, говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Впрочем, “Сибирь” уже зарекомендовала себя как генератор революционных решений. Компания проводит ребрэндинг и перекрашивает свои лайнеры в непривычный для авиаторов ярко-зеленый цвет. Хубиев говорит, что рекламой на фюзеляжах самолетов “Сибири” уже заинтересовались несколько десятков компаний. Но назвать их он отказался. Стоимость годового контракта в зависимости от типа рекламы и размера лайнера будет варьироваться от $30 000 до $150 000. И Хубиев уверен, что клиенты найдутся. “Восемь уже есть, и мы находимся на стадии обсуждения переговоров”, – добавляет он. Первая реклама, по его словам, должна появиться к 1 сентября.

Довольно оптимистически настроены и эксперты. “Идея “Сибири”, конечно, новая и непривычная для рынка”, – говорит генеральный менеджер рекламной группы T-media. Fly advirtising Виктор Хованский. Но на Западе это распространенная практика и года через два приживется и у нас, уверен он. “Носитель экзотический, и его идеально использовать в PR-кампаниях”, – поясняет Хованский. “С такими контрактами работали многие зарубежные перевозчики”, – соглашается Рыбак. Самыми интересными проектами были рекламные кампании пива Guinness на самолетах Iran Air, реклама мюзикла “Призрак Оперы” на лайнерах швейцарской Kross Airlines и реклама часов Bvlgary на лайнерах Alitalia, напоминает эксперт.

Представители Diageo (производитель Guinness) от комментариев воздержались. А в Alitalia заверили, что и заказчик, и авиакомпания остались очень довольны контрактом. Соглашение с Bvlgary Alitalia заключила в 1998 г., рассказывает пресс-секретарь авиакомпании Патриция Васта. Под рекламную кампанию новых часов Bvlgari Aluminium был отдан выкрашенный в серебристый цвет лайнер, который целый год летал по разным маршрутам с изображением часов и слоганом Bvlgari Aluminium flies with Alitalia. “Это было очень красиво – часы как бы опоясывали лайнер”, – вспоминает Васта. Правда, уточнять, во сколько это обошлось Bvlgari, она не стала.