ВЕКТОР


Раскрылись не все

При всей однозначности требований ЦБ по раскрытию реальных владельцев банков при их отборе в систему страхования вкладов российские банкиры все-таки умудрились творчески подойти и к этому вопросу. “Сами банкиры говорят, что они проделали огромную работу”, – отметил зампред ЦБ Геннадий Меликьян, добавив, что в результате ЦБ узнал реальных владельцев подавляющей части банков. Причина осторожности зампреда ЦБ вполне объяснима. Говоря о “подавляющей части”, Меликьян подчеркивает, что при вступлении в систему банкиры придумывали различные схемы для того, чтобы лишь формально выполнить требования Центробанка. “Порой за конечными бенефициарами – физическими лицами, показанными банками в качестве реальных владельцев, стоит кто-то еще”, – отметил зампред Банка России. В такой ситуации регулятору не позавидуешь. Ведь когда владелец скрывается за цепочкой юридических лиц, собственность все-таки можно подтвердить. А если бенефициаром преподносится конкретный гражданин, понять, кто за ним скрывается, гораздо сложнее. Поэтому, вопреки стараниям ЦБ, часть вкладов все-таки может оказаться в руках у банков с непонятными для регулятора собственниками.

Новая угроза

Благодаря налоговикам Минтранс обнаружил новую системную угрозу для российских аэропортов. В прошлом году налоговики проверили “Шереметьево” и выяснили, что аэропорт в 2001 г. финансировал содержание не принадлежащей ему взлетно-посадочной полосы и, вопреки Налоговому кодексу, относил эти расходы на себестоимость. Поэтому мытари предложили аэропорту доплатить в бюджет примерно $20 млн, из которых половина была – доначисление налога на прибыль с “незаконно” инвестированных в ВПП средств.

Правда, Минфин и Минтранс разъяснили налоговикам, что счета за ВПП “Шереметьево” предъявлять не стоит. Но, судя по всему, аргументировалось это не статьями из законов, а “революционной целесообразностью”. Дело в том, что аэродромы принадлежат напрямую государству. Но поскольку средств на их содержание выделялось очень мало, бремя по их финансированию давно взяли на себя аэропорты. До поры до времени такая ситуация устраивала всех. Но настали иные времена. Государство, с одной стороны, борется за укрепление налоговой дисциплины. А с другой – тот же Минтранс вкупе с Минэкономразвития вовсю вынашивают идеи о приватизации или сдаче в управление частным операторам аэропортов. Интерес к России уже проявил немецкий Fraport, один из крупнейших аэропортовых операторов в мире. Но вряд ли он захочет брать в управление актив, которому налоговики в любой момент могут предъявить претензии на десятки миллионов долларов. Правда, глава Минтранса Игорь Левитин сказал вчера, что у него уже есть некий алгоритм решения этой проблемы. Но главный вопрос до сих пор остается без ответа. Ведь Левитин ни слова не сказал, в какие сроки и как он снимет висящий над аэропортами дамоклов меч.

Дорогое 3G

Разворачивание сотовых сетей третьего поколения (3G) сопряжено с серьезными трудностями. Мало того что непомерные цены на 3G-лицензии в европейских странах спровоцировали кризис в международном телеком-секторе, аналитики предсказывают другой подвох – высокую стоимость лицензионных отчислений. В отличие от нынешнего открытого стандарта второго поколения – GSM, многие права на технологию CDMA, лежащую в основе сетей третьего поколения, принадлежат американской компании Qualcomm, разработавшей этот стандарт в середине 90-х гг. минувшего века. Поэтому, по прогнозам аналитиков Informa Telecoms, к 2017 г. общий объем лицензионных отчислений может составить $80–100 млрд и достигнуть 25–30% от стоимости мобильных устройств. Это, по мнению аналитиков, может ухудшить финансовое положение производителей телефонов второго эшелона и снизить скорость внедрения новых технологий на этом рынке.