Банки в Самаре: Народ предпочитает наличные


Активно устанавливает карточные терминалы в торгово-сервисных предприятиях региона Поволжский банк Сбербанка России. По собственным данным, на 1 апреля 2005 г. банк обслуживает более 460 точек. Альфа-банк, по словам директора розничного направления Самарского филиала Игоря Штейнбока, обслуживает более 300 точек. На эти два банка приходится почти половина эквайринговой сети в регионе.

Большая часть банковских карт в Самарской области до сих пор эмитируются в рамках зарплатных проектов, говорят участники рынка. Брэнд-менеджер Промэк-банка Роман Попов оценивают эту долю в 2/3, а по мнению управляющего Самарским региональным центром Национального торгового банка (НТБ) Михаила Романова, на зарплатные проекты приходится до 95% прироста рынка.

Больше всего карт, по данным ГУ ЦБ, эмитировано в рамках локальной платежной система NCC процессинговой компании “Национальные кредитные карточки” (Тольятти), которая была создана в 1995 г. под зарплатный проект “АвтоВАЗа”. Ее доля на рынке составляет 39,8%, или около 317 000 карточек на конец 2004 г. Сейчас зарплату с использованием карт NCC, по данным компании, выдают почти 500 предприятий Тольятти, здесь установлено около 200 банкоматов, карточки системы обслуживают 130 торгово-сервисных точек. С 2002 г. NCC вышла в Самару, где установлено более 60 банкоматов. Партнерами NCC являются 12 тольяттинских, самарских и филиалы столичных банков, оборот системы, по данным ФИА-банка, превышает 2 млрд руб. в месяц.

Участники рынка отмечают, что NCC привлекательна низкими тарифами для предприятий, отсутствием комиссии при снятии наличных по зарплатным картам во всех банкоматах системы, большим их количеством, а также возможностью проведения через банкоматы разнообразных платежей без комиссии. Слабой стороной системы участники рынка называют эквайринг за пределами Тольятти. В Самаре картами NCC можно расплатиться лишь в 12 точках, в Сызрани – в семи, сообщили в процессинговой компании.

Кошелек карман не тянет

“Зарплатный” характер рынка приводит к тому, что большинство владельцев карт практически не используют возможности безналичных расчетов, считают банковские специалисты. Работники предприятий, получающие зарплату на карты, – это в основном люди с небольшими доходами, они делают покупки на рынках и в торговых точках, не оборудованных POS-терминалами, и потому стремятся обналичить деньги, считает Романов из НТБ.

В результате, по данным ЦБ РФ, доля безналичных платежей в общем объеме операций по картам в Самарской области даже падает. В прошлом году она составила 2,86%, сократившись на 0,16 процентных пункта. И это произошло несмотря на то, что число торгово-сервисных точек в регионе за год почти удвоилось, а сумма безналичного оборота выросла на 76,3%.

Торгово-сервисные предприятия платят банкам комиссию с каждой транзакции по карте. Ее размер, по словам банкиров, колеблется в пределах 1,5–3%. Штейнбок утверждает, что установка терминалов – достаточно востребованная услуга. Но другие участники рынка не разделяют эту точку зрения. Усилия банков по развитию эквайринга нередко встречают непонимание со стороны розничной торговли, сетует аналитик Промэк-банка Алексей Смоляков. По мнению Романова из НТБ, магазины не хотят платить комиссию банку, так как не уверены, что возможность расплатиться по карте увеличит поток покупателей. Для банков, уверяют участники рынка, это тоже не самый выгодный бизнес: терминал стоит около $700 и окупается примерно за год, в то время как банкомат окупается за четыре месяца.

Однако в случае сотрудничества банков с современными торговыми центрами затраты кредитной организации снижаются, говорит Сергей Солнцев, заместитель директора департамента Газбанка по развитию “пластиковых” проектов. Кассовые узлы там изначально оборудуются компьютеризированными терминалами и банку-эквайеру остается лишь поставить карт-ридер, поясняет он.

Отношение руководителей магазинов к приему “пластика” напрямую зависит от состоятельности клиентов, на которых рассчитано торговое предприятие.

В гипермаркете “Перекресток” безналичные платежи достигают 10% от оборота, а в супермаркете – 4–5%, сообщил директор Самарского филиала “Перекрестка” Владимир Рыжков.

А в самарском магазине Bosco di Ciliegi – MaxMara, по словам директора “Боско-Волга” Любови Осиповой, по карточкам совершается 20–30% покупок.

В осенне-зимний сезон по картам совершается до 25% покупок в меховых салонах фирмы “Самара-мех”, говорит Гульнара Харчевникова, учредитель фирмы. Прежде в магазинах стояли только терминалы Сбербанка, которому фирма отчисляет 2,5% с транзакции, но недавно терминалы поставил и ДельтаБанк, предложивший комиссию на 0,5% ниже.

Но торговым предприятиям, работающим в формате “магазин у дома”, клиенты с “пластиком” пока неинтересны. Директор по рознице торговой сети “Меркурий” Александр Ефимов говорит, что для его компании наличие POS-терминалов в семи магазинах из 11 – это “пока только имидж”. Доля покупок “по безналу” очень небольшая, утверждает он.

Не видит смысла в присутствии POS-терминалов в двух из шести магазинах сети “Атлант” коммерческий директор сети Александр Нуждов. Он называет это “данью моде”, так как “по картам проходит всего 1–2 платежа в месяц”.