Бензин соберут в резерв


Две недели назад чиновники разных федеральных ведомств на парламентских слушаниях в Госдуме спорили о том, как бороться с ростом цен на топливо. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, например, предложил запретить нефтяникам поднимать цены на свою продукцию выше уровня инфляции, а сельхозпредприятиям выплатить компенсацию за дорожающее топливо. По оценке министра, их потери только за прошлый год составили около 20 млрд руб.

Премьер Михаил Фрадков поручил чиновникам свести предложения в единый доклад и отправить в правительство. Из-за существенных разногласий Росэнерго внесет документ только на этой неделе, говорит представитель курирующего агентство Минпромэнерго Станислав Наумов.

Из него, как сообщили сразу несколько участников обсуждения, исчезнут самые радикальные предложения. Так, Минсельхоз, например, предлагал ввести госрегулирование цен на некоторые виды нефтепродуктов, установить максимальный предел рентабельности его продаж и отменить акциз на дизельное топливо. Эти идеи отражены в протоколе рабочего совещания чиновников 14 апреля. Минпромэнерго, ФАС и Минэкономразвития сошлись на том, что сбить цены поможет создание для нефтяников товарной биржи и появление госрезерва нефтепродуктов, говорит источник в Минэкономразвития. “Нерыночными методами”, которые хотел использовать Минсельхоз, снизить цены на топливо нельзя, добавляет Наумов.

При биржевой торговле нефтяники не смогут использовать трансфертные цены или занижать доходы, объясняли на апрельском совещании чиновники ФАС. А госзапас будет использоваться для сглаживания роста цены в период сезонного спроса – государство будет осуществлять с его помощью интервенции на внутреннем рынке, обосновывали свою идею представители Минэкономразвития. Кроме того, чиновники предложат правительству отвязать от мировых цен на нефть ставки налога на добычу полезных ископаемых – сейчас они умножаются на специальный коэффициент, учитывающий динамику цен на нефть сорта Urals и курс рубля к доллару. В 2004 г. розничные цены на бензин выросли почти на треть, и, по расчетам Минфина, вина НДПИ в этом скачке составляет около 10%.

Нефтяникам хотелось бы платить меньше налогов, но они не понимают, зачем создавать нефтяную биржу и госрезерв. “Чем выше налог, тем дороже нефть на внутреннем рынке, – говорит представитель “ЛУКОЙЛа” Дмитрий Долгов. – А вот идея создать биржу существует уже много лет, но раз она до сих пор не появилась, значит, это никому не нужно”. С ним согласен и коллега из ТНК-ВР Владимир Бобылев. “Если всю Западную Сибирь обслуживает один Омский нефтеперерабатывающий завод, что даст биржа?” – согласен с нефтяниками начальник отдела Минфина Александр Сакович. Уровень НДПИ, по его мнению, на рост цен влияет минимально: с 1 января ставка налога выросла с 347 руб. до 400 руб. за 1 т, а цены на бензин в I квартале упали на 1,6%, несмотря на инфляцию в 4,8%. Биржа будет нужна только тогда, когда предложение нефти на российском рынке превысит спрос, замечает президент Российского топливного союза Григорий Сергиенко. А создать жизнеспособную торговую площадку “сверху” не получится, считает аналитик “Атона” Стивен Дашевский.

Резерв, по мнению Саковича и Дашевского, бессмысленно создавать, пока экспорт не опережает темпы добычи и дефицита топлива нет. Впрочем, возражать против предложений коллег Минфин, по его словам, не будет. Тем более что механизмы работы биржи и резерва они пока не обсуждали, признает чиновник Минэкономразвития.