Экономика растет без энтузиазма


“Нефтяные” сверхдоходы позволяют правительству повышать пенсии и зарплаты бюджетникам, а растущее благосостояние стимулирует население активно брать потребительские кредиты, объясняет механизм нынешней модели роста начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов. При этом мягкая бюджетная политика способствует перераспределению “нефтяных” доходов на все общество, отмечает Николай Кащеев из Внешторгбанка. Потребление растет в полтора раза быстрее, чем доходы, добавляет экономист Альфа-банка Наталья Орлова: “Рост реального курса рубля заставляет население продавать валюту, но рубли обесцениваются под воздействием инфляции”. В итоге домашние хозяйства оказываются лишены средства сбережения и тратят все заработанное, да еще и охотно берут взаймы, констатирует Орлова.

Участвующие в опросе “Ведомостей” экономисты инвестбанков повысили прогноз прироста ВВП в 2005 г. до 6% (в январе – 5,5%). В I квартале экономика, по оценке Минэкономразвития, прибавила всего 4,9%, но официальный прогноз оптимистичнее – +6,5%. Ожидания независимых экспертов основаны лишь на переоценке внешней конъюнктуры – прогноз объема экспорта увеличился на $19,9 млрд. Прогноз промпроизводства и капвложений не изменился, а рост зарплат и торгового оборота экономисты оценивают даже пессимистичнее, чем раньше. Ухудшение инвестиционного климата “уравновесило” благоприятные внешние условия, поясняет Антон Струченевский из “Тройки Диалог“.

Но отечественной промышленности всплеск потребительских расходов не приносит дивидендов. Самый сильный спад – в автомобилестроении, где рост издержек неуклонно снижает конкурентоспособность российских автозаводов, говорит аналитик “Церих Кэпитал Менеджмент” Юлия Гросул. Добывающие отрасли перестали быть локомотивом промышленного подъема, а перерабатывающие не выдерживают серьезной конкуренции с импортом, соглашается экономист Челиндбанка Дмитрий Панов. Рост в обрабатывающих отраслях в I квартале остановился, расширение экономики поддерживают экспортеры и торговля, а импорт растет в четыре раза быстрее внутреннего спроса, говорится в обзоре Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. По последнему опросу Института экономики переходного периода (ИЭПП), количество предприятий, считающих имеющиеся производственные мощности избыточными, увеличилось за полгода с 20% до 25%. Апрельский конъюнктурный опрос Moscow Narodny Bank также свидетельствует о снижении деловой активности в промышленности.

Повысить конкурентоспособность могли бы инвестиции, но пока Кремль не убедил инвесторов в безопасности их вложений, замечает экономист ING Bank Юлия Цепляева. Премьер Михаил Фрадков считает, что быстрые темпы роста поддержат не структурные реформы, а госинвестиции, напоминает она. “Это может надуть экономический рост до темпов, которые позволят рапортовать о его удвоении, но государство – крайне вороватый и неэффективный инвестор”, – подчеркивает Цепляева.

Экономисты окончательно разуверились в способности денежных властей сдержать инфляцию, и ее консенсус-прогноз повышен с 10,7% до 11,6%. Сказывается рост бюджетных расходов, говорит экономист Raiffeisenbank Станислав Пономаренко. Инфляцию подогревает и возобновившийся в марте рост промышленных цен, подчеркивает Евгений Надоршин из “Траста”. На чересчур сильное укрепление рубля для обуздания цен Центробанк не пойдет, чтобы не повредить росту в промышленности, полагает Владислав Орешкин из “Державы”.