Косогов покидает Альфа-банк

Е. Стецко

С 3 мая первый вице-президент Андрей Косогов не работает в банке, подтвердили “Ведомостям” в пресс-службе банка. “Это было обоюдное решение самого Косогова и акционеров банка”, – уточняет зампредседателя совета директоров банка Олег Сысуев. Бывший банкир сохранит за собой место в совете директоров управляющей компании Alfa Capital Partners и по-прежнему будет возглавлять инвестиционный комитет Альфа-банка.

Косогов пришел работать в “Альфу” по объявлению в газете в 1992 г., вспоминает Олег Сысуев. Михаил Фридман, председатель совета директоров “Альфа-групп”, не побоялся доверить 30-летнему Косогову, инженеру-теплофизику по образованию, одно из самых ответственных направлений – чековый инвестиционный фонд “Альфа-Капитал”. “Это был один из первых фондов, которые скупали ваучеры и должны были эффективно вкладывать их”, – говорит член совета директоров банка Александр Гафин.

Фридман не прогадал: управляющий директор “Ренова-Капитал” Олег Царьков называет “Альфа-Капитал” одним из самых успешных чековых фондов в 90-х гг. “В те времена из чековых фондов “Альфа” был не самым крупным, но один из немногих имел осмысленную стратегию”, – вспоминает Царьков. Он напоминает, что именно “Альфа-Капиталу” удалось в разных точках России купить несколько крупных компаний по производству цемента, создать холдинг [“Альфа-Цемент”] и успешно продать иностранцам.

Так Косогов заслужил право стать совладельцем “Альфы”. “У него был небольшой опцион, при слиянии Альфа-банка и группы компаний “Альфа-Капитал” [в 1998 г.] его доля увеличилась”, – рассказывает Гафин. Сейчас, по его словам, Косогову принадлежит около 8% в группе. Журнал Forbes оценил состояние банкира в $470 млн.

С 1998 г. в подчинении Косогова оказался весь инвестиционный бизнес Альфа-банка. По словам Гафина, с тех пор на счету Косогова было немало крупных сделок: покупка телеканала СТС и продажа “Муз-ТВ”, покупка 40,1% акций “КиевСтар GSM”, а также продажа в январе 2005 г. 80,36% акций “Акрихина”, одного из крупнейших производителей лекарств. Но в инвестблоке “Альфы” не было единоначалия. “Многие крупные проекты Косогову не доставались”, – признался “Ведомостям” один из бывших сотрудников группы. Например, самую главную сделку “Альфы” – продажу доли в Тюменской нефтяной компании BP вел не Косогов, а тогдашний член совета директоров “Альфа-групп” Алекс Кнастер.

Впрочем, и Гафин, и Сысуев в один голос уверяют, что “Косогов достойно справился с задачей”. “Он героически совмещал функции ключевого топ-менеджера и акционера”, – утверждает Сысуев. По словам Гафина, Косогов планирует открыть собственную небольшую инвесткомпанию. Будет ли “Альфе” принадлежать доля в ней, пока не известно. Сам бывший банкир от комментариев отказался.

А развивать инвестиционный бизнес “Альфы” ее акционеры поручили итальянцу Марко Салви. С 1995 по 1998 г. Салви был управляющим директором европейского подразделения по операциям на рынках капитала и производных инструментов американского инвестбанка Donaldson, Lufkin & Jenrette, а до перехода в Альфа-банк занимал пост гендиректора одной из старейших брокерских компаний Италии Mercati Financiari.

Альфа-банк и без Салви был густо населен иностранными менеджерами: с 2004 г. вслед за чехом Петром Шмида, главным управляющим директором, в банк пришли три топ-менеджера – иностранца: Тодд Эспозито, Мирослав Бублик и Петр Шврчек. В “Альфе” не скрывают, что стремятся сделать банк более понятным потенциальным покупателям. Благодаря кадровым и структурным изменениям последних 5–6 лет банк все больше соответствует западным стандартам, считает Сысуев. “Никогда не скрывалось, что одна из стратегических задач банка – привлечение стратегического бизнес-партнера”, – добавляет он.