НАСА вынуждено рисковать


Полеты космических челноков были приостановлены после того, как шаттл Columbia взорвался при выходе в верхние слои атмосферы в феврале 2003 г. В результате катастрофы погибли все семь членов экипажа. Первый после катастрофы запуск был запланирован на 14 мая этого года. Однако на прошлой неделе НАСА сообщило, что он может быть отложен по крайней мере на семь дней. Одна из целей запуска – стыковка Discovery с Международной космической станцией (МКС). А это значит, что если по соображениям безопасности или по погодным условиям старт не состоится до 3 июня, то его придется отложить до июля.

Ряд специалистов считают, что за два прошедших года культура управления в НАСА изменилась достаточно для того, чтобы гарантировать безопасность полета. Полтора года назад для работы с НАСА было нанято калифорнийское консалтинговое агентство Behavioral Science Technology, которое занимается вопросами безопасности в ряде отраслей, например на железных дорогах. Целью сотрудничества НАСА и BST стало изменение управленческой культуры в аэрокосмическом агентстве.

С помощью консультантов НАСА стремится улучшить отношения между руководителями и подчиненными, поощрять высказывание независимых точек зрения, улучшить принципы ведения командной работы и повысить квалификацию управленческого состава. Менеджеры НАСА по-прежнему находятся под давлением бюджетных ограничений и сроков, но утверждают, что все же находят время выслушивать замечания инженеров и рабочих, особенно по вопросам, связанным с безопасностью полетов.

В феврале 2004 г., а затем еще через шесть месяцев консультанты BST исследовали обстановку на рабочих местах и отношение сотрудников агентства к вопросам безопасности. Как утверждают руководители BST, за шесть месяцев, прошедших между исследованиями, культура управления в НАСА существенно изменилась. “НАСА начало меняться очень активно и добилось значительных успехов”, – утверждает Скотт Стрикофф, президент BST. Но менеджеры и линейные рабочие по-разному оценивают перемены. Например, 40% руководителей заявили, что считают изменения значительными, но с ними согласны всего 8% рабочих.

В достаточной ли мере изменилась культура в НАСА, чтобы вывести вопросы безопасности полетов на первый план, спрашивает Джеймс Везерби, бывший командир экипажа шаттла. В апреле этого года был опубликован отчет, подготовленный специалистами Университета Джорджа Вашингтона. Составители отчета утверждают, что, стремясь как можно скорее возобновить полеты, НАСА торопится и принимает весьма сомнительные решения.

Исследователи отмечают, что вероятность катастрофы шаттла составляет примерно 1/55. Российский космический корабль “Союз” намного более надежен – вероятность его катастрофы примерно 1/80. За последние два года НАСА пришлось потратить около $2 млрд (в два раза больше, чем планировалось) на усовершенствование системы безопасности космического челнока, но риск катастрофы все еще достаточно высок. Как утверждают исследователи из Университета Джорджа Вашингтона, эти деньги было бы гораздо более целесообразно потратить на создание нового космического корабля, альтернативы шаттлу.

Приводить устаревающие корабли в рабочее состояние становится все сложнее. Специалисты НАСА утверждают, что риск катастрофы удалось снизить до “приемлемого уровня”. Однако, как говорит Джон Мюратор, инженер систем безопасности шаттла: “Узнать, что случится, мы можем только после взлета”. Одна из причин столь высоких рисков – сложность конструкции космического челнока: он состоит из более чем 30 000 деталей. Джо Пелтон, профессор Университета Джорджа Вашингтона и один из авторов отчета, считает, что риск катастрофы на момент начала полетов шаттла в 1981 г. составлял 1/100, но по мере старения космического корабля риск существенно возрастает.

Но даже самые ярые критики НАСА признают, что с момента катастрофы Columbia вопросы безопасности полета вышли на первый план. Сразу после трагедии была создана независимая комиссия по расследованию катастрофы шаттла Columbia. Отчет комиссии, опубликованный в прошлом году, утверждает, что при взлете корабля от внешнего топливного бака отлетел фрагмент изоляционного покрытия размером с чемоданчик-дипломат. Кусок изоляции ударил по крылу шаттла, из-за чего образовалась брешь. Когда шаттл проходил верхние слои атмосферы, в брешь ворвались раскаленные газы и произошел взрыв. Некоторые выводы комиссии представили НАСА в крайне невыгодном свете. Ведь еще до катастрофы многие инженеры публично выражали опасения по поводу обломков, но к ним никто не прислушался.

Комиссия особо отметила недостаточное внимание к вопросам безопасности в НАСА и создала список из 15 пунктов, которые необходимо выполнить, прежде чем можно будет возобновить полеты шаттлов. К настоящему моменту выполнена лишь половина требований. До запуска Discovery НАСА рассчитывает достичь значительного прогресса по остальным пунктам. Но некоторые специалисты считают, что нельзя думать только о тех проблемах, которые погубили Columbia. “НАСА оказалось в непростой ситуации, – говорит Генри Лэмбрайт, профессор Университета Сиракуз и консультант комиссии. – Им нужно устранить недоработки, которые были на Columbia, но нельзя ограничиваться только ими, ведь причин у возможной катастрофы может быть много”. При этом большинство критиков соглашаются, что наиболее уязвима система термальной защиты корабля. “Я считаю, что не обязательно выполнять все 15 рекомендаций”, – утверждает Джон Логсдон, бывший член комиссии и директор Института космической политики в Университете Джорджа Вашингтона. Логсдон принимал участие в исследовании, но не хочет, чтобы его имя ассоциировалось с опубликованным отчетом. “Полную гарантию безопасности можно будет дать, только если шаттл останется на Земле”, – говорит он.

Неудивительно, что одна из первоочередных задач следующего запуска Discovery – масштабная проверка его систем безопасности. Космонавты должны проверить, смогут ли они проводить ремонтные работы в космосе. Перед стыковкой с МКС Discovery сделает полный разворот, чтобы специалисты МКС смогли детально проинспектировать шаттл. Если будут обнаружены неисправности, астронавты останутся на МКС до прилета другого шаттла, хотя космонавт Сергей Крикалев утверждает, что небезопасно перегружать МКС людьми.

Но похоже, что в настоящее время у НАСА просто нет другого выбора, кроме как возобновить полеты шаттлов. У НАСА просто нет другого корабля, который мог бы доставлять грузы на МКС, международный проект, стоимость которого может превысить $100 млрд. “Сейчас на Земле находится много дорогостоящего оборудования, – говорит профессор Лэмбрайт. – У США есть обязательства, которые придется выполнять”. При этом Российское космическое агентство уже не раз напоминало НАСА, что со следующего года будет взимать плату с США за использование корабля “Союз”.

Некоторые критики считают, что НАСА давно пора отправить шаттлы на пенсию и сократить количество пилотируемых полетов. Большую часть груза для МКС могут доставлять беспилотные корабли. Но это задачи на будущее. В ближайшие недели весь мир, затаив дыхание, будет ждать полета Discovery. (FT, 14.04.2005, Полина Михалева)