Путин сохранил баланс


Ближневосточное турне Владимира Путина завершилось посещением резиденции председателя палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса в Рамалле. Туда российский президент прибыл из Иерусалима, где провел переговоры с израильским президентом Моше Кацавом и премьером Ариэлем Шароном.

На протяжении всей поездки Путин уверял ближневосточных лидеров, что Москва приложит все усилия для разрешения палестино-израильского конфликта. “Мы могли бы предложить провести осенью в Москве международную конференцию с участием всех заинтересованных сторон, в том числе “четверки” коспонсоров [Россия, США, ЕС и ООН]”, – заявил Путин в Каире после встречи с президентом Египта Хосни Мубараком. Проведение конференции предусмотрено “дорожной картой” – планом по урегулированию палестино-израильского конфликта – после парламентских выборов в Палестине.

В Вашингтоне и Тель-Авиве Путина не поняли. Мы “пока еще” не находимся на подходящем этапе для проведения конференции, отреагировал на заявление Путина представитель Белого дома Скотт Макклеллан. А представитель израильских властей и вовсе заявил, что конференция может быть проведена только после того, как палестинцы разоружат радикальные группировки.

Столь резкая реакция заставила Путина оправдываться и разъяснять свою позицию уже на палестинской территории. “Мы не отказываемся от нашего предложения провести международную встречу в Москве осенью текущего года, – заявил он. – Но мы разъяснили, что не предполагалась организация какого-то саммита. Речь шла о встрече на высоком экспертном уровне”. “Нашими палестинскими друзьями это предложение поддержано”, – предусмотрительно добавил российский президент.

Путин также пообещал поддержать Палестину поставками техники и подготовкой кадров. “Если мы ждем от председателя Аббаса, что он будет эффективно бороться с терроризмом, то он не может этого делать с рогаткой и камнями в руках”, – пояснил Путин в Рамалле. Сотрудники органов безопасности и полиции Палестины смогут пройти курс обучения в Москве, а палестинской армии Россия готова поставить вертолеты и средства связи, сказал президент. Израиль, как уверяет источник в Кремле, не возражает против продажи “на льготных условиях” двух гражданских вертолетов и средств связи. “А вот поставка нескольких десятков бэтээров пока остается под вопросом”, – говорит чиновник.

Баланс интересов не нарушен, констатируют эксперты. “У России нет другого выхода, кроме как параллельно наращивать хорошие отношения с Израилем и арабским миром, – говорит директор Центра сравнительных политических исследований ИМЭПИ РАН Борис Шмелев. – Поэтому Москва обещает Израилю не продавать наступательное оружие Сирии, а с другой стороны – готова обеспечивать поставки техники Палестине”. России, так же как США и ЕС, удается “сохранять баланс между Израилем и Палестиной”, подтверждает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. Но рассчитывать на ведущую роль в урегулировании палестино-израильского конфликта не стоит, поскольку пальма первенства пока безусловно принадлежит Вашингтону, уверен Шмелев.