В России образцовые заемщики


Кредитование населения играет все большую роль в работе российских банков: это едва ли не единственное направление их бизнеса, которое не замедляет рост. По данным ЦБ, в прошлом году, как и в 2003 г., объем выданных гражданам займов вырос более чем вдвое – с 298 млрд руб. до 617 млрд руб. Главным кредитором россиян (43% всех займов) остается Сбербанк – на начало года, по данным ЦЭА “Интерфакса”, он одолжил им 266,3 млрд руб. За ним (см. таблицу) следуют специализирующиеся на потребительском кредитовании банки “Русский стандарт” (35,2 млрд руб., 5,7%) и “Хоум Кредит энд Финанс Банк” (ХКФБ), 19 млрд руб., 3,1%).

Среди банков, ссудивших населению более 1 млрд руб., больше всего просрочки у Альфа-банка – 12%. 2-е место Первого ОВК (7,4%) объясняется его присоединением к Росбанку. На его баланс переведена большая часть выданных кредитов и отражаются и новые, объясняет директор департамента по работе с частными клиентами Росбанка Вадим Юрьев. Поскольку портфель Первого ОВК не растет, а просроченные кредиты Росбанк не забирает, то качество портфеля Первого ОВК ухудшается. В “Русском стандарте” и Альфа-банке от комментариев отказались.

При этом доля просроченных россиянами займов хотя и растет, но остается весьма скромной – по данным ЦБ, 1,4% на начало этого года и 1,7% на 1 марта. Конечно, этот средний показатель плохо отражает картину: у банков, специализирующихся на ипотечных кредитах, просрочка измеряется долями процента, например, у “ДельтаКредита” ее нет вовсе, а у тех, кто выдает экспресс-кредиты в магазинах, она заметно больше – 6–7%. Те, кто покупает в кредит квартиру или машину, принимают это решение более взвешенно, убежден Алексей Козырев, заместитель гендиректора агентства “Секвойя Кредит Консолидейшн”, специализирующегося на работе с проблемными долгами. Многое зависит от того, как банк выстраивает отношения с заемщиками, добавляет член правления Райффайзенбанка Александр Колошенко. Банки не всегда помогают клиентам вовремя исполнить обязательства. В Райффайзенбанке и в Сбербанке с его высокими требованиями к заемщикам, просрочено 0,2% ссуд, в Ситибанке – 0,3%.

Правда, картину искажает быстрый рост рынка: как правило, проблемы с обслуживанием кредита возникают не сразу, и обилие новых займов сокращает долю просрочки в общем объеме. У ведущих розничных банков просрочка составляет около 10%, считает замдиректора департамента финансовых услуг московского офиса Accenture Дмитрий Белавин.

Но и это неплохо. Ведь, по словам Белавина, такое же качество портфелей и у банков Восточной Европы, а в более развитых странах, например Польше или Чехии, этот показатель может достигать 12–14%. Если банк отказывает 30% обращающихся за кредитом, то просроченная задолженность, как правило, составляет около 10%, говорит Козырев. А менеджер ДельтаБанка уверяет, что уровень просрочки в его банке меньше, чем на рынках потребкредитования других стран. При этом в большинстве случаев платежи запаздывают лишь на несколько дней, отмечает сотрудник ХКФБ.

Несмотря на это, россияне платят банкам за одолженные средства гораздо больше, чем жители других европейских стран. Проанализировав предложения нескольких банков, ЦЭА “Интерфакса” пришел к выводу, что с учетом комиссий экспресс-кредит “Русского стандарта” стоит в зависимости от срока 67–69% годовых, ХКФБ – 45–53%, а кредитка ДельтаБанка – 34%.

Распространенное мнение о кредитовании физлиц как о наиболее рискованном неверно, говорится в проспекте эмиссии еврооблигаций “Русского стандарта”. Поэтому все больше банков предлагают россиянам свои кредиты и этот сегмент будет быстро расти на протяжении еще минимум нескольких лет, пишут аналитики ЦЭА “Интерфакса”.

Но с ростом числа выданных кредитов будет расти и просроченная задолженность, говорит Белавин. Небольшую по сравнению с европейскими странами просрочку в России директор департамента розничного бизнеса Банка Москвы Роман Воробьев объясняет меньшим распространением кредитования: в Европе им охвачена большая часть населения, а в России им пользуются в основном более продвинутые.