Андеррайтинг в моде


Поэтому новый подготовленный CBonds рейтинг организаторов выпусков (см. табл.) не совсем показателен, считает замначальника управления инвестиционного бизнеса ИМПЭКСБАНКа Алексей Семенов. По его мнению, оценивать работу инвестбанкиров стоит, по крайней мере, по итогам первого полугодия. Но в Газпромбанке, впервые появившемся в списке организаторов и сразу занявшем в нем первое место, думают иначе. Успех там объясняют профессионализмом сформированной в прошлом году команды, “способной предложить клиентам услуги на самом высоком уровне”. “В течение года мы планируем закрепить данные позиции”, – подчеркивает сотрудник Газпромбанка. Потеснить бывших лидеров удалось и Сбербанку, который благодаря стараниям своего северо-западного подразделения опередил всех по количеству организованных выпусков. За три месяца он вывел на рынок бумаги трех небольших питерских компаний на 700 млн руб.

Небольшие банки хотят отметиться на рынке, где более маститые коллеги давно работают, рассуждает Ряузов. А организаторы этим активно пользуются, добавляет он, – чем больше андеррайтеров участвуют в размещении, тем меньше бумаг получает каждый из них и тем сложнее конкурентам заработать очки на чужой сделке и повысить свой рейтинг. А первая строчка в табели о рангах, признает Ряузов, дорогого стоит – это не только козырь в переговорах с клиентами, но и добавленная стоимость при оценке бизнеса самого банка. Сами организаторы, по его словам, покупают как минимум четверть выпуска. О значительном расширении круга андеррайтеров говорит и Семенов из ИМПЭКСБАНКа. “Чем сложнее и крупнее проект и чем качественнее нужно сделать заем, тем больше партнеров придется привлекать к размещению”, – поясняет он. Синдикаты стали больше, подтверждает Лялин из CBonds, например, облигации “Газпрома” на 5 млрд руб. размещали 18 инвестбанков, НПО “Сатурн” на 1,5 млрд руб. – 12, Трубной металлургической компании на 3 млрд руб. – 11.

Рынок корпоративных облигаций в России, который за шесть лет помог отечественным компаниям привлечь около 400 млрд руб., продолжает привлекать эмитентов. В I квартале этого года, по данным питерского агентства CBonds, 16 компаний заняли около 22,3 млрд руб. Правда, в прошлом году старт был более успешным – 21 компания и 37 млрд руб. Но гендиректор CBonds Сергей Лялин отмечает, что кроме традиционно “мертвого сезона” выпуск облигаций притормозили новые правила листинга.

Впрочем, к появлению новых конкурентов старожилы рынка привыкли. “Попробовать – еще не значит заслужить авторитет, а сделать себе имя на этом рынке непросто”, – отмечает управляющий директор МДМ-банка Никита Ряузов. Написать проспект эмиссии может даже студент, указывает он, а главная задача организатора – продать бумагу с хорошей доходностью и обеспечить ее ликвидность на вторичном рынке. Помочь организатору – задача андеррайтеров, которые гарантируют выкуп определенного объема бумаг и поддержку котировок на вторичном рынке, отмечает Семенов.

“Участвуя в размещении в качестве андеррайтера, мы получаем доступ к интересующим нас и наших клиентов бумагам”, – объясняет Дмитрий Степанов, вице-президент банка “Петрокоммерц”. Простые инвесторы, по его словам, постоянно рискуют оказаться жертвами переподписки. “Кроме того, нам еще за это и платят”, – добавляет банкир. Комиссия андеррайтеров, по данным Ряузова, составляет 0,15–0,3% от объема выпуска. Примерно те же цифры – 0,1–0,5% – приводит и Семенов.

Привлекательность андеррайтинга оценили не только в “Петрокоммерце”. Если в I квартале 2004 г. выводить бумаги на рынок организаторам помогали 47 банков и инвесткомпаний, то в этом году таких помощников было уже 48. Среди них много новых имен, отмечает Лялин. Например, банк “Национальный стандарт”, инвесткомпания “Универсаль-инвест”, до этого ни разу не появлявшиеся в рейтинге CBonds.