ЕБРР уехал с КамАЗа


Вчера ЕБРР официально заявил, что продал 6,79% акций КамАЗа. Пресс-секретарь банка Ричард Уоллес рассказал “Ведомостям”, что сделка была закрыта в апреле, а покупателем стала одна из московских инвестиционных компаний. Он не сказал, в чьих интересах она приобрела пакет, и не раскрыл сумму сделки.

Источник, близкий к КамАЗу, предположил, что покупателем акций стал Внешторгбанк. “Для ВТБ автопром – стратегическая отрасль, у него есть акции “АвтоВАЗа”, после покупки акций КамАЗа банк увеличивает свою долю в этом автозаводе до блокирующей”, – сказал представитель одной из инвесткомпаний. “К тому же КамАЗ – проблемное предприятие, вряд ли оно могло заинтересовать кого-то из сторонних инвесторов”, – подчеркивает другой инвестбанкир. Вице-президент Внешторгбанка Василий Титов от комментариев воздержался, а опрошенные “Ведомостями” инвесткомпании: ОФГ, “Ренессанс Капитал”, Brinswick UBS, “Атон” и “Тройка Диалог“ в покупке 6,8% акций КамАЗа так и не признались.

ЕБРР стал акционером КамАЗа в 2001 г. Тогда завод конвертировал задолженность перед кредиторами в акции. КамАЗ был должен банку $141 млн. Такой кредит предприятие получило в конце 1995 г. на очень жестких условиях: срок погашения – три года, залог – все движимое имущество завода. Но КамАЗу нужны были деньги на постройку нового цеха дизельных двигателей взамен полностью сгоревшего весной 1993 г. К концу 1998 г., когда подошел срок платить по долгам, у КамАЗа денег не нашлось, и ЕБРР подал иск против КамАЗа в лондонский арбитраж. “Помириться” завод и банк смогли только в 2000 г., когда было подписано соглашение о реструктуризации долга. КамАЗ под гарантии правительства обязался вернуть ЕБРР половину долга – $70,5 млн до 2012 г. Остальная часть долга была погашена облигациями, которые в 2001 г. были конвертированы в 6,8% акций завода. С тех пор КамАЗ с ЕБРР предпочитал не ссориться. По словам пресс-секретаря КамАЗа Ирины Быстровой, на 1 апреля сумма задолженности перед ЕБРР составляла уже около $50,4 млн и завод рассчитывает выполнить все обязательства перед ЕБРР вовремя.

Быстрова не сказала, кому ЕБРР продал акции КамАЗа. Аналитики считают маловероятным, что кто-то кроме ВТБ мог заинтересоваться акциями КамАЗа. Елена Сахнова из ОФГ и Виктор Цховребов из “Ренессанс Капитала” оценивают 6,8% акций КамАЗа в $29–30 млн. “Теоретически актив неплохой, но с долгами и с одной из самых низких в отрасли рентабельностью – около 8% по EBITDA. Плюс КамАЗ не платит дивидендов и корпоративное управление завода не на самом высоком уровне”, – рассуждает Сахнова, отмечая, что для сторонних инвесторов такой актив пока малопривлекателен. “ВТБ же мог получить блокпакет. А он всегда стоит дороже”, – соглашается управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. Цховребов думает, что помимо ВТБ купить пакет мог кто-нибудь из менеджеров.