Fazer пошел на Москву


Вчера группа Fazer объявила о покупке 96,68% акций ЭКБЗ “Звездный”, управляющим директором которого в конце апреля был назначен представитель Fazer в Санкт-Петербурге Сергей Мельниченко. “Наш опыт в Санкт-Петербурге оказался удачным, следующий шаг – расширение нашей деятельности в Москве. Закрепившись в Москве, нам будет легче осваивать другие российские регионы”, – приводятся в пресс-релизе слова президента группы Берндта Брунова.

Бывший гендиректор “Звездного” Андрей Дмитрюк подтвердил “Ведомостям” факт продажи комбината, но, как и представители Fazer, отказался назвать сумму сделки. По оценке аналитика ФК “УралСиб” Марата Ибрагимова, при обороте компании в 23 млн евро стоимость “Звездного” может превышать $40 млн.

“Я слышал о том, что такие переговоры ведутся, но ничего не знаю об их завершении”, – заявил “Ведомостям” начальник управления пищевой и перерабатывающей промышленности департамента науки и промышленной политики московского правительства Виктор Скопинов. Московского чиновника удивил размер пакета “Звездного”, о покупке которого объявил Fazer. “Насколько я знаю, 35% акций комбината город согласно постановлению правительства полтора месяца назад передал в уставный капитал холдинга “Объединенные кондитеры”, – заявил он. Начальник департамента по общественным связям группы “Гута” Андрей Першин заявил “Ведомостям”, что “у компании не принято комментировать чужие сделки”. А по словам Дмитрюка, этот пакет акций “уже давно был выкуплен у города основными акционерами “Звездного”. “Я думаю, что инвестор, у которого мы приобрели акции, купил их у московского правительства”, – говорит управляющий директор группы Fazer Маркку Нумминен.

У Fazer уже есть удачный опыт по захвату регионального рынка хлеба. В конце 1997 г. группа стала акционером “Хлебного дома” и к 2005 г., инвестировав в поглощения и производство $40 млн, заняла треть местного рынка. По словам директора по маркетингу исследовательской компании “Той-опинион” Алексея Кропотова, когда Fazer покупал “Хлебный дом”, российская компания уже была лидером рынка хлебобулочных изделий Петербурга. После инвестиций в покупку нового оборудования и маркетинг доля компании на рынке Северной столицы увеличилась до 33–34%.

“У нас громадный опыт производства в России. А финны научили нас планировать, продавать, продвигать свою продукцию, говорил гендиректор “Хлебного дома” Валерий Федоренко в интервью “Ведомостям” в 2002 г.

“При возможности мы приобретем еще одну фабрику или построим новое производство. Мощности “Звездного” по производству хлеба недостаточны для того, чтобы удовлетворить спрос в регионе”, – сказал Нумминен.

По словам Брунова, Fazer помимо покупки “Звездного” планирует привести в Москву и два других своих подразделения – Candyking, которое осуществляет пилотный проект в Петербурге, и Fazer Amica (подразделение общественного питания). “Candyking работает в формате “конфетного буфета”, когда конфеты выложены на стендах и покупатель сам набирает в пакет то, что ему нужно, расплачиваясь по фиксированной цене”, – рассказывает Мельниченко. Такой способ продажи конфет был придуман 30 лет назад в Швеции, и сейчас до 30% кондитерских изделий в этой стране продается с помощью “конфетных буфетов”. Fazer уже начал тестировать Candyking в Санкт-Петербурге и Москве. Второе направление – сеть общественного питания Fazer Amica, которая рассчитана на корпоративных клиентов и представляет собой столовые и рестораны, расположенные внутри предприятий и бизнес-центров. По словам Мельниченко, Fazer Amica планируется протестировать сначала в Ленинградской области.