IPO на Ближнем Востоке – дело тонкое


23 апреля одна из крупнейших арабских нефтяных сервисных компаний Aabar Petroleum Investments завершила прием заявок на свои акции; она стала первой нефтегазовой компанией в Объединенных Арабских Эмиратах, предложившей свои акции публике. Спрос превысил предложение в 800 раз, и компании удалось разместить акции на 394 млрд дирхамов ($107,3 млрд) вместо предполагавшихся 900 млн дирхамов ($245 млн). Это ставит ее в один ряд с ведущими западными нефтяными компаниями по рыночной капитализации. В октябре 2004 г. во время IPO сотового оператора Саудовской Аравии Ettihad Etisalat из-за наплыва инвесторов на улицах Эр-Рияда образовались автомобильные пробки. Спрос превысил предложение в 51 раз, и компания привлекла $13,6 млрд. В первый день торгов ее акции выросли в пять раз до 300 риялов ($80), а прошлую неделю они завершили на отметке 527,5 рияла ($1406,6).

В этом году, как ожидается, еще около 50 компаний региона проведут IPO. Первичные эмиссии, с восторгом встречаемые инвесторами, помогают расти и рынку в целом. Региональные фондовые индексы выросли с начала года на 30–70%, а лидером стал индекс Фондовой биржи Дохи (Катар), взлетевший на 81%.

Фондовый бум в Персидском заливе не остался без внимания иностранных инвесторов. “Мы видим огромный интерес, – говорит Лоркан О’Ши, фондовый аналитик по развивающимся рынкам Merrill Lynch. – Инвесторы просто завалили нас просьбами об организации встреч в регионе и предоставлении им аналитических материалов”. Сейчас европейцев особенно интересует приватизация Telecom Egypt и IPO кувейтской компании кабельного телевидения Showtime Arabia (совместное предприятие Kuwait Projects Company и американской Viacom).

Но активно поучаствовать в буме иностранцам пока не удается, потому что IPO ориентированы прежде всего на местных инвесторов. Акции Aabar Petroleum, например, предлагались только гражданам и компаниям ОАЭ. “Свои” инвесторы будут дольше владеть акциями, считают в регионе; иностранцы же известны тем, что быстро уходят с рынка, если рост котировок прекращается или они находят более привлекательные возможности для инвестиций в других местах. “Многие [местные] компании не ищут иностранных инвесторов, – говорит Карим Соуаид, управляющий директор HSBC Dubai. – В регионе очень много денег, и их нужно пристроить. Именно арабские деньги стимулируют этот рост”. В декабре заявки на покупку акций крупнейшей саудовской страховой компании National Company for Cooperative Insurance подали более 800 000 человек. Спрос превысил предложение в 11,5 раза, и вместо $410 млн компания привлекла $4,4 млрд.

Некоторые наблюдатели опасаются, что на региональном рынке формируется мыльный пузырь. Но в отличие от технологического бума в США и Европе в конце 1990-х гг. на ближневосточный рынок выходят компании разных секторов, возражают другие. “Это совсем не похоже на пузырь на рынке доткомов. IPO готовятся проводить самые разные компании – от производителей молочной продукции до страховщиков, ИТ-компаний и девелоперов”, – говорит Энтони Маллис, генеральный директор Securities & Investment Company в Бахрейне.

Реда Хатим, управляющий директор лондонской ORYX Capital Investment Firm, указывает на политику местных правительств как на одну из причин биржевого бума. Они стараются распределить капитал государственных компаний среди населения. “Массовое бегство с рынка, как это было в США, здесь просто невозможно, потому что местные инвесторы – это долгосрочные держатели акций. Поскольку фондовые рынки играют роль механизма по перераспределению богатств [в пользу широких слоев населения], правительства будут продолжать реализовывать эту стратегию”, – говорит Хатим. При приватизации в конце 2003 г. катарской Industries Qatar, владеющей тремя нефтехимическими комплексами и сталелитейной компанией, ее акции купили 104 000 катарцев – седьмая часть населения страны (WSJ, 2.05.2005, Михаил Оверченко, Татьяна Бочкарева)