Как сэкономить на стрессе


Ник Харрис, менеджер проекта в телекоммуникационной компании BT Group, очень хорошо знает, насколько опасен постоянный стресс на работе. Примерно два года назад Харриса без его согласия перевели с должности главы небольшого технического подразделения на другую работу. Ему поручили управление сложным проектом. Он чувствовал, что не справляется – ему не хватало знаний и опыта. “До этого я всегда был на хорошем счету и успешно справлялся со своими обязанностями, – рассказывает Харрис, который сейчас работает в центре исследований и развития при BT Group в Мартшлеме (графство Саффолк). – Я внезапно почувствовал себя не в своей тарелке. Я находился под постоянным давлением, и мне не от кого было ждать поддержки”.

Однажды после очередной бессонной ночи его организм не выдержал напряжения. “Я оказался просто не в состоянии выйти на работу”, – вспоминает он. Харрису пришлось пропустить два месяца. Но чтобы полностью оправиться после болезни, ему потребовалось еще около полугода. Справиться с кризисной ситуацией ему помогла его компания. Как рассказывает Харрис, ключевую роль в его реабилитации сыграли консультации медиков и составленный с их помощью график постепенного возвращения к прежним уровням нагрузки.

По данным британского Института по персоналу и развитию (Chartered Institute of Personnel and Development), стресс и связанные с ним заболевания вышли на первый план среди причин длительного отсутствия работников умственного труда в офисе. Работодателям дорого обходятся любые пропуски, чем бы они ни были вызваны – стрессом или болями в спине. По данным института, британские компании ежегодно теряют из-за этого 11,6 млрд фунтов стерлингов ($22 млрд).

Британская телекоммуникационная компания BT Group разработала и внедрила специальную систему предупреждения стрессов. Она оказалась очень результативной и сэкономила компании немалые средства. Еще в 2001 г. количество пропусков по болезни в BT Group превышало средние показатели в коммерческих компаниях Великобритании и продолжало расти. Однако уже в прошлом году количество пропусков значительно сократилось и сейчас значительно ниже средних показателей.

Программа по борьбе со стрессом начала работать в BT Group в конце 2002 г. Была разработана специальная интернет-программа Stream, которая оценивает риски, связанные со стрессом. Сотрудники заполняют анкеты о здоровье и источниках нервного напряжения на работе. На основе теста делается вывод об индивидуальном уровне стресса. Кроме того, система показывает, какие конкретно факторы вызывают у сотрудника наибольшее нервное напряжение. Она предлагает варианты выхода из ситуации и дает ссылки на специальные страницы на внутреннем сайте BT Group, где можно получить более подробные советы.

Из 90 000 британских сотрудников BT Group такую проверку прошли уже 12 000 человек. Работник показывает свой отчет об уровне стресса только одному сослуживцу – тому, кого сам выберет. Чаще всего сотрудники выбирают своего непосредственного руководителя. “Вред, который причиняет работа, напрямую связан с вопросами здоровья и безопасности. Вся юридическая и моральная ответственность за оценку и попытку контролировать уровень стресса лежит на линейном менеджменте. Перекладывание решения этих вопросов на третьих лиц или на экспертов в корне неверно”, – утверждает Личфилд.

За время, прошедшее с момента запуска системы Stream, количество пропусков работы по причине нервного срыва в call-центрах сократилось на 24%. В результате BT Group удалось сэкономить 500 000 фунтов стерлингов. (FT, 18.04.2005, Мария Подцероб)