Миллиарды из кризисов


В списке самых богатых людей мира по версии Forbes Слим с состоянием в $23,8 млрд занимает 4-е место – вслед за Биллом Гейтсом, инвестиционным гуру Уорреном Баффеттом и стальным королем Лакшми Митталом. Ядро империи Слима – телекоммуникационные компании, но в ней также есть банковский и страховой бизнес, железные дороги, компании по производству табака, цемента и меди. В нее входят компании, работающие на рынках США, Центральной и Южной Америки.

В Слиме сочетаются таланты инвестора и менеджера. Он умеет выбирать кризисные моменты, когда компанию можно купить дешевле, чем стоят ее активы.

Слиму 65 лет. Он родился в Мехико в семье ливанских иммигрантов. Семья не бедствовала: отцу будущего миллиардера принадлежала кое-какая недвижимость, которую унаследовал Карлос.

В 1966 г. Слим основал конгломерат Grupo Carso, а также банк и брокерскую фирму, которая теперь называется Inbursa. Они стали плацдармом для последующих сделок. В 1981 г. Слим купил компанию Cigatam, владевшую правами на продажу в Мексике сигарет Marlboro. Новый актив оказался курицей, несущей золотые яйца: в Мексике дистрибьюторы сигарет включали в их цену налог и имеют право распоряжаться этими средствами – без уплаты процентов – целый месяц, прежде чем перечислить их в казну. Эти деньги помогли Слиму расширить его империю за время финансового кризиса, который разразился в Мексике в 1982 г. Слим приобрел тогда одну из крупнейших в Мексике сетей продовольственных магазинов и ресторанов Sanborn, страховую компанию, производителя меди, а также крупнейшего в стране производителя сантехники. “Он научился выбирать [активы] везде, где есть кризис, – говорит Бонд Снодграсс из инвестиционного бутика в Мехико Vera Research. – Если ситуация кажется практически безнадежной, он начинает искать варианты”.

В 1997 г. Apple Computer переживала кризис – капитализация компании была практически равна денежным средствам, имеющимся в ее распоряжении. Чутье подсказало Слиму, что акции Apple пора покупать. Вскоре руководителем компании снова стал Стив Джобс, и дела Apple пошли в гору.

Впрочем, его попытки выйти на потребительский рынок США были не столь успешны. При покупке CompUSA, занимающейся розничной продажей компьютеров, Слим не учел, насколько пострадал бизнес компании от внедренной Dell технологии торговли компьютерами он-лайн. В итоге контрольный пакет, за который Слим заплатил $800 млн, подешевел на $200 млн.

Свое самое удачное приобретение магнат сделал в 1990 г., приобретя акции Telmex – мексиканской телекоммуникационной монополии, которую государство решило приватизировать. Слим собрал и возглавил консорциум, в который вошли France Telecom (ее долю Слим позже выкупил) и американская SBC. Государство продало Telmex за $1,75 млрд – эта цена сегодня выглядит смехотворно низкой. Но 15 лет назад даже Слим не мог предвидеть, какой золотой жилой станет Telmex: ее ежегодная прибыль (EBITDA) составляет $6 млрд.

В Мексике Слима часто называют “кредитором последней надежды”, который приходит на помощь компаниям, оказавшимся в трудной финансовой ситуации. Он приложил руку к реструктуризации Televisa, бывшего телевизионного монополиста, и стал одним из ее главных акционеров. А в прошлом году он выкупил практически весь долг второй по величине телевизионной компании Мексики TV Azteca, к которой предъявляет претензии Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC).

Завоевав лидерство на мексиканском телекоммуникационном рынке, Слим начал скупать активы в других странах. Помимо 13% акций MCI он приобрел в США крупный пакет акций обанкротившейся Global Crossing. За бразильскую телекоммуникационную группу Embratel, которую некогда контролировала MCI, он заплатил $400 млн, а за региональный бизнес AT&T Latin America – $207 млн.

Мало кто решается поставить под сомнение талант Слима делать выгодные инвестиции. Однако многие убеждены, что главным источником его состояния стала ошибка мексиканского правительства, сохранившего за Telmex на семь лет после приватизации статус монополиста. Вместо того чтобы увеличить доходы государства от продажи компании, оно сыграло на руку Слиму.

В 1997 г. монополия Telmex была упразднена, и в Мексику тут же пришли AT&T и WorldCom. Telmex отреагировала на появление конкурентов рекламой в националистическом духе. Компания до сих пор контролирует 96% рынка фиксированной телефонной связи и почти 100% передачи данных. С 1998 г. тарифы на услуги Telmex росли медленнее, чем индекс инфляции, с 2001 г. они вообще заморожены, а цены на местные звонки ниже или равны среднерыночным.

Что станет следующим приобретением Слима? Новые перспективы могут открыться для него в Мексике – но только в том случае, если правительство решится на приватизацию энергетического сектора. В силу политических соображений вероятность этого кажется ничтожной. Впрочем, когда-то столь же маловероятным выглядело разгосударствление мексиканского банковского сектора этой страны, 90% которого контролируют сегодня иностранцы. Если шанс все же выпадет, это не застигнет Слима врасплох: он давно купил лучшие участки земли для строительства бензоколонок.

В Центральной Америке, страдающей от инвестиционного голода, Слима воспринимают как Всемирный банк в одном лице. Год назад президент Гватемалы Оскар Бергер попросил его профинансировать строительство “сухого” Панамского канала – автомагистрали, которая соединит Тихий и Атлантический океаны. А правительство Панамы обратилось к нему за помощью, когда искало инвесторов для проекта по расширению Панамского канала.

“Люди относятся к нему, как к богу”, – говорит один из мексиканских инвестбанкиров, комментируя прием, оказанный ему президентами стран этого региона.

Слим отказался от оперативного контроля за своими компаниями и начал передавать управление над ними сыновьям. “Не обманывайтесь, – говорит один консультант, – он по-прежнему в курсе всех дел. У него есть сотрудники, наблюдающие за ситуацией на рынках, и он без запинки назовет котировки акций 50 компаний”. (FT, 24.04.2005, Татьяна Бочкарева)