Порт-гигант

Е. Кузьмина

Распоряжение о начале строительства в этом году морского пассажирского терминала в Санкт-Петербурге премьер Михаил Фрадков подписал в конце прошлой недели. До 17 мая Минтранс должен представить оценку сроков строительства и объема необходимых вложений, говорится в документе.

Идея строительства нового порта возникла у администрации Петербурга в 2002 г. В 2004 г. управляющей компанией проекта власти назначили компанию “Морской фасад Санкт-Петербурга”, которая предложила построить терминал на Васильевском острове, к северу от нынешнего порта. Здесь предполагается намыть 146 га суши, возвести восемь причалов и морской вокзал. Терминал сможет принимать пассажирские суда длиной более 200 м. В распоряжении говорится о государственном финансировании подходного канала, акватории и пункта пропуска через границу. А строить причалы и береговые объекты будут за счет “внебюджетных источников”.

Пресс-секретарь “Морского фасада” Татьяна Юрьева утверждает, что стоимость причала и терминала превышает $500 млн, $138 млн из которых профинансирует бюджет. Пресс-служба Минтранса называет стоимость проекта в 29,7 млрд руб. (более $1 млрд), но с учетом обустройства прилегающей территории, включая строительство гостиниц, музея и жилья. Уже в этом году федеральный бюджет выделит на проект 600 млн руб. (около $22 млн), а на 2005–2008 гг. в нем зарезервировано около $200 млн на терминал, утверждают в пресс-службе петербургской администрации. Эту информацию подтверждают в Минтрансе. Татьяна Юрьева утверждает, что компания ведет переговоры с потенциальными инвесторами, но назвать их отказалась. Питерский вице-губернатор Юрий Молчанов также не смог их назвать.

Участники рынка подозревают, что терминал будет строиться на деньги, вырученные в прошлом году от продажи контрольного пакета “Морского порта Санкт-Петербург“. В сентябре 2002 г. контрольный пакет акций порта консолидировала лихтенштейнская компания Nasdor Inc, близкая к депутату Госдумы Виталию Южилину, и в июне 2004 г. продала его датской компании Jysk Staalindustri, дружественной Новолипецкому меткомбинату (НЛМК). Источник, знакомый с деталями сделки, оценил ее примерно в $140 млн. О том, что эти деньги могут пойти на строительство терминала, “Ведомостям” на условиях анонимности рассказали два петербургских бизнесмена, занимающихся туризмом и перевозками, высокопоставленный чиновник питерской администрации и два крупных бизнесмена, занятых в речных и морских перевозках. Южилин вчера был недоступен, но близкий к нему источник подтвердил его интерес к проекту, хотя и отказался сообщить детали. Прошлым летом Южилин представлял проект терминала главе Минэкономразвития Герману Грефу. Но Юрьева из “Морского фасада” утверждала вчера, что Южилин участвует в проекте только как председатель Ассоциации морских портов России.

Отсутствие береговой инфраструктуры – одна из серьезнейших проблем, тормозящих развитие туризма в Петербурге, говорит Игорь Глухов, гендиректор компании “Инфлот Ворлдвайд Санкт-Петербург“ (агент круизных компаний Tallink и Silja Line). “Организацией маршрутов в Петербург интересуется около десятка иностранных круизных и паромных операторов”, – утверждает он. По его данным, в 2004 г. в Петербург морем прибыло около 420 000 человек. Новый терминал позволит увеличить этот поток примерно на 20%, считает исполнительный директор туркомпании “Арктур Трэвел” Елена Мальчонок. А в одной из пояснительных записок к заседанию петербургского правительства говорится о пропускной способности в 1,2 млн пассажиров в год. На портовых сборах, снабжении судов, торговле и сопутствующих услугах терминал сможет зарабатывать $50–100 в расчете на одного туриста, утверждает Глухов.

“Это неплохой объект для частно-государственного партнерства, у него есть все шансы, чтобы стать успешным”, – добавляет совладелец Дальневосточного морского пароходства Сергей Генералов. Инвесторы вряд ли потеряют деньги на проекте, считает он. А совладелец Московского речного пароходства Роман Троценко называет новый порт “одним из самых успешных инфраструктурных проектов последнего времени”. Подобный порт с гостиницами, ночными клубами, парками и т. д. 10 лет назад строился в Лиссабоне, вспоминает Троценко. “Все смеялись над этим проектом, говорили, что он не окупится, а теперь это крупнейший круизный порт на континенте”, – отмечает он. По мнению Троценко, проект способен окупиться за 4–5 лет. Кабинет министров, выпуская распоряжение, оценил экономическую эффективность проекта и действовал “без оглядки на Кремль”, утверждает чиновник администрации президента.