Руководителю GM понизили зарплату


В прошлом году GM при выручке в $193 млрд получила всего $2,8 млрд чистой прибыли (для сравнения: Toyota Motor, которая скоро может отнять у GM титул мирового лидера, получила прибыль в $11 млрд при выручке в $163,6 млрд). GM уступает конкурентам и в Европе, и в Северной Америке, к тому же на компании тяжким грузом висят социальные расходы на сотрудников, в том числе и бывших. Качество продукции тоже не радует. В 2004 г. GM пришлось отозвать в Северной Америке 10,5 млн автомобилей (в 2003 г. – 7,8 млн, в 2004 г. – 5,7 млн). В I квартале этого года GM понесла убыток в $1,1 млрд – самый большой за последние 10 лет. Акции компании тоже торгуются на 10-летнем минимуме. Ее кредитный рейтинг находится на последней инвестиционной ступени.

При таких показателях GM не могла себе позволить платить Вагонеру, как раньше. Его компенсационный пакет по итогам 2004 г. составил около $10 млн, на 22% меньше, чем в 2003 г. Деньгами он получил $4,8 млн: более $2,2 млн в виде зарплаты и более $2,5 млн в виде бонуса. Зарплата соответствовала уровню прошлого года, а бонус уменьшился на $0,4 млн. Вагонер также лишился права на долгосрочные выплаты в размере $3,3 млн, полученные в 2003 г. В 2004 г. он получил опционы на 400 000 акций, стоимость которых сейчас составляет более $5,1 млн, а в 2003 г., когда акции GM стоили существенно больше, он получил опционы на 500 000 акций.

Пострадал не только глава компании: выплаты пяти другим топ-менеджерам были урезаны на 37%. А вот основной американский конкурент GM, Ford Motor, дал своему гендиректору Биллу Форду компенсационный пакет в размере $22 млн. Прибыль Ford выросла в 2004 г. на 604% до $3,5 млрд. Зарплата Джеффри Иммельта, гендиректора General Electric, демонстрирующей устойчивый рост доходов и прибыли, составила $3 млн, бонус – $5,3 млн.

Вознаграждения топ-менеджеров многие годы слабо зависели от результатов компаний. Но корпоративные скандалы последних лет и активность акционеров заставляют советы директоров ограничивать заработки руководителей. В этом году акционеры американских компаний подали уже 265 петиций с требованием ограничить выплаты топ-менеджерам. В 2004 г. это предложение было вынесено на голосование в 182 компаниях (в 2002 г. всего в 25). “Постэнроновская реформа корпоративного управления не затронула вознаграждения топ-менеджеров”, – говорит старший аналитик Центра изучения поведения инвесторов Розанна Лэндис Уивер.

Репутация Citigroup серьезно пострадала в последние годы, но в 2004 г. она лишилась лицензии на предоставление частных банковских услуг в Японии и заплатила $2,6 млрд кредиторам обанкротившейся World-Com. Совет директоров на 15% урезал бонус гендиректору Чарльзу Принсу. Правда, он все равно получил больше, чем в 2003 г., – $9,7 млн против $7 млн.

Одним из самых громких скандалов последних лет стала выплата в 2003 г. вознаграждения в $193 млн председателю совета директоров и гендиректору Нью-Йоркской фондовой биржи Ричарду Грассо. Прокурор штата Нью-Йорк Элиот Спитцер подал против него иск, требуя вернуть более половины. А владельцы обанкротившейся в апреле автомобильной компании MG Rover выплачивали себе большие деньги, пока компания загибалась. В 2002 г. четверо владельцев назначили себе и гендиректору Кевину Хоу годовое вознаграждение в 3 млн фунтов ($5,7 млн).